Упражнение артикуляционной гимнастики Бегемотик

У логопедаАртикуляционная гимнастика применяется для развития речевого аппарата детей. Её можно проводить как для коррекции дефектов произношения, так и для их профилактики. Артикуляционная гимнастика бегемотик и другие виды гимнастики в игровой форме вовлекают ребёнка в процесс занятий. Зарядка может превратиться в прогулку по зоопарку или путешествие. Кроме того, воспроизведение визуальных образов помогает запоминать выполняемые действия.

Особенности

Вырабатывая правильное произношение звуков, надо иметь чёткое представление о звуковом артикуляционном укладе, то есть в какой позиции при воспроизведении определённого звука будут находиться органы речевого аппарата. По этой причине, перед тем, как начать работать с ребёнком, надо выучить все действия, отрабатывая звуки по отдельности перед зеркалом. При возникновении вопросов и трудностей нужно использовать логопедические пособия.

Упражнения позволяют развить умение сохранять нужное положение челюсти, подвижность губ и язычных мышц.

Основные принципы:

  • Ежедневная отработка и повторение пройденного.
  • Занятие должно включать в себя 2-3 упражнения.
  • Время проведения не должно занимать больше 5 минут.
  • Тренировки проводятся только при хорошем самочувствии и настроении.
  • Усложнение программы занятия должно бить постепенным.
  • Можно учить только одно новое упражнение за тренировку, по всем остальным проводится только закрепление.

Проведение занятий требует спокойствия и расслабленности. Тренироваться лучше сидя, сосредоточившись на мимике взрослого. Возможность смотреть на собственное лицо, позволяет ребёнку лучше контролировать свои движения.

Перед зеркалом

Упражнения

Ниже представлены стихотворения и соответствующие действия.

Бегемотик

Рот пошире открываем,

В бегемотов поиграем:

Шире мы разинем ротик,

Чем голодный бегемотик.

Сразу закрывать не станем,

А сначала сосчитаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем снова отдыхать.

Надо широко раскрыть рот и досчитать до пяти, после чего закрыть его. Действия повторяются 3-4 раза. Изображая бегемотика в артикуляционной гимнастике, мы тренируем челюстные мышцы.

Лягушка

Лягушка улыбается

Своим огромным ртом.

Смотрите, как старается,

Мы тоже так начнём.

Ей очень это нравится, —

Улыбка до ушей.

И мы как лягушата

Смеёмся вместе с ней.

Ребёнок, показывает сжатые зубы, потом нужно расслабить мышцы. Число повторов — 3-4.

Слоник

Я слонёнку покажу,

Что я быть как он могу…

Губы хоботом сложу,

Потянув их, напрягу

И немного подержу.

Надо выдвинуть губы трубочкой и «втягивать воду», немного причмокивая. Потребуется несколько повторений.

Лягушка и слонёнок

В улыбке губы к ушкам

Тяну я как лягушка.

А сейчас слонёнок я.

Смотри-ка, — хобот у меня.

Нужно несколько раз повторять по очереди два предыдущих упражнения.

Змея

Мы змейке подражаем,

Её изображая.

Не забудь язык напрячь,

Покажи его и спрячь.

В улыбке ребёнок показывает язык, затем прячет. Число повторений — 3-4.

Лошадка

Здравствуй, лошадь с серым боком,

Цок-цок-цок-цок-цок.

Постучи копытом звонко!

Цок-цок-цок-цок-цок.

Взмахнув хвостом и гривой гладкой,

Цок-цок-цок-цок-цок,

Прокати скорей, лошадка!

Цок-цок-цок-цок-цок.

Нужно щёлкать как можно громче и энергичнее, не двигая челюстями.

Расчёска

С волосами я дружу,

Причешу их, уложу.

Очень рада мне причёска,

А зовут меня расчёска.

Улыбнуться, прикусить язычок. В процессе выполнения следует протаскивать его между зубными рядами вперёд и обратно, как будто «расчёсывая».

Часы

Налево и направо

Язык скользит лукаво:

Как маятник часов,

Качаться он готов.

Ребёнок дотягивается языком то до левого уголка рта, то до правого. Повторять нужно до десяти раз.

Лодка

Парусная лодка

По воде плывёт,

И на прогулку ловко

Ребят она везёт.

Удерживать язычок за верхним зубным рядом до пяти секунд, понемногу увеличивая время до десяти.

Футбол

Во дворе столпились люди,

Там игра большая будет.

И готов вратарь наш, Лёша,

Мяч любой поймать он должен.

Сложить губы в трубочку и пытаться сдуть комочек из ваты. Вдыхать следует через нос, выдыхать через рот. Щёки не должны раздуваться.

Качели

На качелях прокачусь:

Взлечу наверх почти до птиц,

До самой крыши дотянусь,

И сразу же спущусь я вниз.

Считаем: «раз» — поместить кончик языка за нижние зубы, «два» — расположить его за верхним зубным рядом. Потребуется около пяти повторов.

Тесто

Тесто мнём, мнём, мнём,

Тесто жмём, жмём, жмём.

Скалку мы потом возьмём,

Тесто ровно раскатаем,

Слепим пироги с грибами,

Запекаться их поставим.

В улыбке покусать язык — «та-та-та», прошлёпать губами — «пя-пя-пя».

Блины

Напекли блинов немножко,

Остудили у окошка.

Подадим их со сметаной,

Позовём на ужин маму.

Уложить широкий язык на нижнюю губу и оставить его в такой позиции на пять секунд.

Варенье

Такое сладкое варенье!

Осталась капля на губе.

К ней язык я подниму

И всё варенье вмиг слизну.

Приоткрыть рот и облизать верхнюю губу, не используя при этом нижнюю. Количество повторений — 4-5 раз.

Чашка

Мы все блинчики доели,

Чаю выпить захотели.

Язычок до носа тянем,

Чашку выше поднимаем.

Надо улыбнуться и разместить язык наверху в форме чаши. Если «чашку» не выходит изобразить, следует повторять попытки выполнить упражнение. Со временем всё получится.

Гармошка

Раскроем ротик, крошки, —

Сыграем на гармошке!

Мы язык не опускаем,

Только ротик открываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам не сложно повторять!

Прижать язык к нёбу, чтобы подъязычная уздечка натянулась («ножка гриба»). Затем, не отпуская язычок, закрывать и приоткрывать рот 5-6 раз.

Гриб

Под берёзкой, у дорожки

Гриб растёт на белой ножке.

Мимо точно не пройдём,

В корзину мы его кладём.

Прижать язык к нёбу, снова имитируя грибную ножку. Эта позиция должна удерживаться примерно 5-10 секунд. Если изобразить гриб не удаётся, необходимо повторить упражнение «лошадка». Цель занятия — увеличить эластичность подъязычной связки.

Дятел

Дятел на ветвях сидит

И по дереву стучит.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Громко раздаётся стук.

Поставить язычок за верхний зубной ряд, звонко, отчётливо много раз проговорить: «Д-Д-Д…». Скорость выполнения надо постепенно увеличивать, челюсти не сжимать.

Машина

По шоссе машина мчит,

Во все стороны рычит.

Бойкий за рулём шофёр,

«Дын-дын-дын» — шумит мотор.

Постановка языка та же, что и в «дятле», следует внятно много раз повторить: «Дын-Дын-Дын». Понемногу следует ускоряться, челюсти не смыкать. Затем добавить движение ватной палочкой или пальцем поперёк языка.

Важно, чтобы у ребёнка не пропадал интерес к гимнастике. Нужно периодически учить новые стихотворения, придумывать увлекательные сценарии занятий. Любые успехи должны поощряться, проблемные моменты индивидуально прорабатываться, тогда результат не заставит себя ждать.

Занятие

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *