Пальчиковая гимнастика о гномиках

Руки детейЭтот вид детской гимнастики представляет собой имитирование стихотворений, сценок, историй при помощи пальцев и кистей рук, особенно полезны для развития языковых навыков и артикуляции. Доказано, что между речью и движениями есть неразрывная связь. Пальчиковая гимнастика гномики, зайчик, кошка на окошке и другие — все они применяются для улучшения речевой и двигательной активности ребёнка.

 

 

Полезные свойства

У таких занятий есть множество выраженных развивающих свойств:

  • развитие мелкой моторики ребенка;
  • улучшение координации движений;
  • тренировка памяти;
  • развитие воображения, мыслительных способностей;
  • расширение кругозора.

Проводить нужно следующим образом — в игровой форме рассказываем стишок, одновременно с этим показывая на пальцах руки упражнения. Важно следить не только за положением кистей ребёнка, но и за проговариванием стихотворных строчек. Иногда для разыгрывания сценок применяются пальчиковые куклы.

Сказочные герои

Примеры стихотворений

Потешные стишки, рассказываемые вслух при проведении занятий. В скобках указаны движения детей.

Гномики пальчиковая гимнастика

Дружно жили гномики

(Показывают небольшое расстояние между большим и указательным пальцами)

В деревянном домике.

(Складывают ладошки треугольником — домиком)

Папа-гном дрова колол,

(Реберной стороной одной ладони ударяют о другую, потом меняют руки)

Гном-сынок отнёс их в дом,

(Хватают руками воздух)

Кашу мама-гном сварила,

(Ладони полукругом, совершаются круговые движения)

А дочурка посолила,

(Собирают пальцы в щепотку, движения имитируют посыпание)

Бабуля-гномик шарф связала,

(Показывают вязание спицами)

Тётя-гном его стирала,

(Трут ладошки одна о другую)

Двери гномик-дед открыл,

(Разводят руки в разные стороны)

Всех нас в гости пригласил!

(Обеими кистями рук показывают приглашающий жест)

Упражнения

Зайчик

У зайчика лапки

(хлопают в ладоши)

И длинные ушки.

(складывают руки в кулаки, выставляют указательный и средний пальцы в виде заячьих

«ушек»).

Лапки озябли

(сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

 

Зимой на опушке,

(продолжают сжимать и разжимать пальцы рук),

И носик замёрз,

(потирают нос)

Дрожит хвостик в мороз.

(потирают кобчик)

Решил он поехать

(вращают руль)

В гости к ребятам

(приветственно машут руками)

Морковкой обедать.

(поглаживают живот рукой по часовой стрелке).

Волка серого нет там.

(хлопают в ладоши)

Зайчик

Кошка на окошке

На окне сидела кошка,

(руки сжаты в кулачки, указательный и мизинец разведены в стороны, получается голова кошки)

В миске молока немножко.

(ладошки полукругом)

Кошка собралась лакать, может быть щенку отдать?

(руки в сцеплены, большие пальцы надо попеременно класть один на другой)

Киска думала, гадала, мышь тихонько подбежала.

(большие пальцы вытянуты, по ним «бегут» указательный и средний, безымянный и мизинец поджаты)

Хвостик опустила в миску,

(«грозят» указательным пальцем правой руки)

Не спросив сперва у киски.

(теперь «грозят» пальцем левой руки)

Облизала, потом снова,

(вращают указательными пальцами рук по часовой стрелке, как будто чистят миску)

По чуть-чуть и понемногу

(снова вращают пальцами, но уже против часовой стрелки)

Съела всё и убежала.

(машут кистями обеих рук, прощаясь с мышкой)

И спасибо не сказала.

(разводят руками)

Чтобы детям не надоедали одни и те же упражнения, нужно периодически менять набор жестов и стихов. Иногда можно устраивать целые театральные представления на пальчиковых куклах. Развитие мелкой моторики должно подкрепляться и другими занятиями этой направленности: рисованием, лепкой из пластилина. Стишок для гимнастики легко сочинить и самостоятельно, нужно лишь ориентироваться на знакомый набор движений и образы, близкие маленькому ребёнку.