Упражнения пальчиковой гимнастики «Предметы гигиены»

Зубная щеткаУпражнения для пальчиков, которые сопровождаются стишками, песенками называются пальчиковой гимнастикой. Этот вид игровых занятий развивает мелкую моторику рук, является лишним поводом пообщаться родителям со своими детьми. Веселые упражнения развивают речевые навыки, помогают улучшить память, внимание.

Особенности

«Пальчиковые игры» воспроизводят то, что мы видим в окружающей среде:

  • отдельные предметы;
  • домашние животные и дикие звери;
  • люди и их жизнедеятельность;
  • знакомые природные явления (дождь, снег).

Во время «пальчиковой зарядки» дети повторяют движения за взрослыми, таким образом, у них развивается внимание, координация, тренируются мышцы рук.

«Пальчиковые игры» можно сравнивать с театрализованными представлениями, в которых с помощью стихов воспроизводятся сюжеты сказок, только персонажи и действия изображаются пальчиками рук. В основном, во время игры необходимо применять обе руки, во время занятия дети изучают понятия:

  • направо, в правую сторону, с правой стороны, справа;
  • налево, по левую сторону, с левой стороны, слева;
  • вверх, на верх, кверху;
  • вниз, ниже, внизу, книзу.

Годовалые и двухлетние детки хорошо усваивают и играют в «пальчиковые игры», которые выполняются одной рукой, или же могут делать несложные упражнения двумя руками (например, игра «ладушки»).

Ребятишки с трёх лет уже могут начинать осваивать упражнения, которые необходимо выполнять при помощи двух рук. Пример: одна рука инсценирует собачью будку, а другая, собачку, которая живет в этой будке.

Дети в возрасте четырёх лет играют, изображая разные события, которые идут друг за другом, также могут воспроизводить диалоги, в которых персонажи общаются между собой и действуют по очереди.

Мыло

Упражнения

Детям дошкольного возраста можно играть с использованием разных игрушек, если на пальчики надеть специальные фигурки, которые изображают зверьков, сказочных героев, можно организовать небольшой пальчиковый театр.

Семья

Вот присело на скамейку

Наше славное семейство:

Первой села наша мама,

Следом — строгий наш отец.

Затем братик и сестрица.

Ну, а мне где разместиться?

Равномерно загибаем пальчики, усложняя упражнение: научившись работать одной рукой, учимся управлять пальцами одновременно двумя руками.

Пальчики проснулись

Этот пальчик хочет спать

Этот рано лег в кровать

Этот пальчик чуть вздремнул

Этот пальчик уж уснул

Этот крепко, крепко спит

Солнце яркое взойдет,

Утро красное придет,

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать

Рассказывая первую строчку, поднимаем вверх большие пальчики на обеих руках. Продолжая читать стишок, присоединяем по очереди каждый пальчик, собирая их в кулачок.

На последней строке поднимаем вверх руки, резко раскинув в стороны пальцы. Всё: пальчики проснулись.

Считалка

Большому пальцу дрова рубить,

Указательному пальчику воду носить,

Среднему пальцу печку топить,

Безымянному пальчику кашку варить,

А мизинчику песни петь, да плясать,

Родных братцев удивлять.

Сжимаем кулачки, пряча большие пальчики внутрь остальных.  Затем вытаскиваем и показываем большие пальчики и прячем их обратно.

Расческа

Пять пальцев

У девчонок и мальчишек

На руке пять пальчиков:

Палец большой — мальчишка с душой,

Пальчик указательный — мальчишка влиятельный,

Палец средний — тоже не последний,

Пальчик безымянный — мальчишка спесивый,

Пятый — мизинчик, принесёт всем гостинчик.

Прямыми ладошками выполняем движения, поворачивая их вверх и вниз. Гладим и растираем кончики пальцев.

Рисовали

Рисовали, рисовали,

И вдруг пальчики устали.

Вот сейчас мы их встряхнём

Карандаш опять возьмём.

Плавно поднимаем перед глазами ручки и встряхиваем кисти.

Мышонок

Эта мышка в своём домике сидит,

Эта мышка по полю бежит,

Эта мышка колоски считает,

Эта мышка зёрнышки собирает,

Эта мышка всех зовёт:

«Скорее сюда, всем кушать пора».

Читая стишок, на каждой строке касаемся по очереди пальцами обеих рук. Начинаем с мизинчика. Закончив читать стишок, начинаем махать руками, как бы зазывая к себе.

Солим капусту

Мы капусту ножом режем

(проговариваем ритмично, потому что это — речевка.

Имитируем движения, как надо резать ножом).

Мы на тёрке трём морковку

(воспроизводим движения, показывая как надо тереть морковь)

Мы капусточку посолим

(изображаем пальчиками как мы берём щепотку соли и посыпаем ей воображаемую капусту).

Мы капустку разминаем

(изображаем как надо мять капусту).

Котенок Барсик

Котёнок Барсик залез на дерево, и увидел там гнездо.

(Изображаем кота, дерево и как котёнок лезет на дерево).

В гнезде находились птенцы.

(Инсценируем гнездо с птенцами).

Котёнок Барсик захотел скушать птенчиков и стал медленно подкрадываться к гнезду. (Показываем как крадёмся к воображаемому гнезду. Гнездом может послужить стульчик или какая — то большая игрушка).

Но тут неожиданно для кота прилетела птичка-мама,

(Показываем как прилетела птичка).

Птичка начала защищать своих деток — птенчиков.

(Показываем как птичка защищает своих деток).

Барсик испугался и убежал.

(Изображаем испуг котёнка и его побег).

Применяя фантазию, можно любую детскую сказку превратить в пальчиковую гимнастику, изображая героев сказки фигурками из пальчиков. Нужно всё организовывать так, чтобы упражнения ребенок выполнял легко и без напряжения. Занятие должно приносить ему радость, ребенку должно быть интересно. Игры необходимо сопровождать стихами, чтобы у детей зарождался как визуальный вид предмета, а также слуховой образ. Такие зарядки можно проводить со всеми детьми, дети с недостаточно развитой речью особенно нуждаются в таких занятиях.

Прогулка

Пошли пальчики гулять

(четыре пальчика сжимаем вместе, а большие пальцы ставим на стол и скачками перемещаем по поверхности, затем возвращаем в первоначальное положение).

А другие догонять

(указательные пальчики ритмично перемещаем по столу, затем возвращаемся назад).

Третьи пальцы со всех ног

(устанавливаем средние пальчики на столешницу и перемещаем их по столу в стремительном темпе, потом возвращаемся назад).

А четвертые так — сяк

(очень медленно и лениво передвигаем безымянными пальчиками).

Пятые пальчики поскакали

(мизинцами резко касаемся стола, изображая скачущую лошадь).

А в конце пути упали

(резко опускаем сжатые руки на стол).

Пальчиковая гимнастика позволяет изучать предметы гигиены и методы гигиенических навыков.

Котята

Вот котята моют лапы:

(Показываем как надо мыть руки).

Моют ушки:

(Изображаем мытьё ушек).

Моют брюшки:

(Показываем, как надо мыть животик).

А потом они устали:

(Изображаем усталость).

Сладко-сладко засыпали:

(Показываем как надо засыпать).

Моем руки

Ах, водичка, вода. Будем чистенькими всегда.

(Изображаем как надо мыть руки: размеренно вкруговую потирая ладошки одну другой).

Брызги — вправо, брызги — влево!

(пальчики сжимаем, а затем резко их выпрямляем, изображая стряхивание).

Чистым будет наше тело.

(как бы вытираем руки о полотенце).

Мыло, шампунь, зубная паста

Расчетка, полотенце и зубная щетка непременно

Это наша пальчиковая гимнастика – предметы гигиены.

Загадка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *