Упражнение пальчиковой гимнастики «В гости»

ЧаепитиеНа сегодняшний день дети гораздо меньше тренируют кисти и пальцы из-за компьютеров и огромного количества современных электронных игрушек. На помощь приходят специальные упражнения. Пальчиковая гимнастика представляет собой комплекс упражнений, развивающих мелкую моторику, способствующих снижению мышечного напряжения кистей.

Положительный эффект от занятий

Существует прямая связь между формированием устной речи и тем, насколько гармонично развиты мышцы пальцев. Во время выполнения упражнений проговаривается стихотворение, что также развивает дикцию, внимательность и воображение ребёнка.

Итак, пальчиковые игры способствуют улучшению:

  • мелкой моторики;
  • речи;
  • памяти;
  • координации;
  • мускулатуры кисти.

Регулярные занятия положительно влияют на почерк ребёнка, снижается утомляемость при долгом письме.

Стих

Особенности занятий

Каждое занятие представляет собой инсценировку рифмованных историй. Пальчиковая гимнастика «Гости» может выполняться с использованием кукол для пальчикового театра, ещё можно поменять имена героев на имена ребят, выполняющих гимнастику. Ещё важно не забывать про то, что стихи нужно рассказывать выразительно, подчёркивая их мимикой, чтобы заинтересовать детей.

Вначале можно показать упражнения отдельно от стихов и немного потренироваться, затем попробовать их совместить. В процессе проведения занятия нужно следить за тем, чтобы дети успевали выполнить действие одновременно с произнесением соответствующих строк. Если возникают заминки, можно сбавить темп.

Важно соблюдать принцип постепенности, переходя от простых видов гимнастики к более сложным. Например, можно начать занятие с разминки «У девочек и мальчиков», а завершит его более сложная пальчиковая гимнастика «В гости». Постепенно будет возрастать скорость, с которой выполняются действия, а также количество стихов, проговариваемых за занятие.

Забота

Стихотворения для упражнений

Ниже приведены популярные стишки для проведения гимнастики. В скобках указаны выполняемые действия.

В гости

В гости к пальчику большому

(Участники занятий поднимают большие пальцы.)

Подходили прямо к дому

(Складывают ладошки треугольником.)

Указательный и средний,

(Упомянутые пальчики совмещают с большими на обеих руках одновременно.)

Безымянный шёл последним,

(Поднимают безымянные.)

С ним мизинчик-малышок

(Мизинцы поднимают вверх, остальные сжаты в кулак.)

Стал стучаться о порог.

(Кулаки стучатся друг о друга.)

Вместе все они друзья,

Друг без дружки им нельзя.

(Сжимают и разжимают кисти обеих рук.)

У девочек и мальчиков

У девочек и мальчиков

(Участники занятия приветственно машут.)

На руке пять пальчиков:

(Выставляют в перёд руки с вытянутыми пальчиками.)

Первый большой — паренёк с душой,

(Загибают большие, остальные всё так же вытянуты.)

Второй указательный — важный и влиятельный,

(Сгибают указательные.)

Третий — средний, совсем не последний.

(Сгибают средние.)

Четвёртый — безымянный с колечком оловянным,

(Загнуты все пальцы кроме мизинцев.)

Пятый — мизинец, несёт вам гостинец.

(После того, как дети загнут мизинцы, обе руки будут сжаты в кулаки. Можно повторить

гимнастику в обратном порядке.)

Обед

Мы решили пообедать

(Зачерпнуть воздух воображаемыми ложками.)

И друзей позвали в дом.

(Надо сделать приглашающий жест.)

Скатерть ровно расстелили,

(Ребята имитируют разглаживание скатерти, можно использовать поверхность стола.)

Ложки с вилками кладём,

(Руки обращены тыльной стороной вверх, совершаются пошаговые движения в разные стороны от середины.)

Вяли ножик, булку режем,

(Совершаются пилящие движения рёберной частью ладони.)

Перемешиваем суп,

(Кулаки надо поставить вертикально и имитировать помешивание.)

Подадим его мы свежим.

(Руки повёрнуты ладонями вверх, локти сначала согнуты, затем выпрямляются.)

И добавим колбасу.

(В воздухе надо нарисовать цилиндр, совмещая окружности из больших и указательных пальцев, а затем разводя их в стороны.)

Дорогим гостям котлеты,

Посолив и поперчив,

(Руки складываются в щепотки.)

Из мясного фарша лепим.

(Ладошки полукругом по очереди накрывают друг на друга.)

Положили, замесив

(Кисти быстро сжимаются и разжимаются.)

Мы пол-луковицы злой

(Имитируется «собирание слёз».)

И моркови, и грибов,

Крышкой их скорей накрой.

(Горизонтальный хлопок.)

Вот и всё, обед готов.

(Устало провести по лбу тыльной стороной руки.)

Бойцы

Пальцы наши – молодцы!

(Дети оттопыривают пальцы. Для выполнения этой гимнастики понадобится ровная поверхность.)

Все как бравые бойцы.

(Ладони нужно положить на стол. С каждой строчкой над столешницей поднимаются нужные пальцы, как на левой, так и на правой руке. Остальные остаются прижатыми к поверхности стола.)

Два больших и статных малых,

Молодцов в боях бывалых.

Два солдата-храбреца.

Два смекалистых бойца.

Два героя безымянных.

Два мальца, весьма упрямых.

Строем, будто на парад,

(Повернуть кисти пальцами вверх.)

Пальцы ровно встали в ряд!

(Выпрямить пальцы.)

Гости

Стала Маша гостей приглашать:

Никита приди, и Степан приходи,

Матюша приди, и Серёжка приди,

А Иванушка — ну, пожалуйста.

(Вращения кистей на себя. Поочерёдное массирование пальцев левой и правой рук.)

Замок

На двери большой замок —

(Дети жестами обозначают величину замка.)

Кто б его открыть помог?

(Сцепляют пальцы в замок.)

Потянули…

(Сомкнутые пальцы нужно потянуть в разные стороны.)

Покрутили…

(Кисти, имитируя волны, находятся в замке.)

Постучали…

(Дети постукивают ладошками.)

И открыли!

(Руки расцепляются.)

Детям не должны надоедать занятия. Иногда нужно заменять некоторые привычные стихи на другие. Важно сочетать пальчиковую гимнастику с другими занятиями, положительно влияющими на мелкую моторику, например, лепкой из пластилина.