Изучаем логопедическую гимнастику для развития речи ребенка

Ребенок улыбаетсяНепонятной речи мы не удивляемся, если она происходит от маленького ребенка, однако если речь взрослого исковеркана, нам становится грустно. Ребенка нужно с малых лет учить правильно говорить, четко выражать то, что он думает, отвечать на вопросы, причем правильно выговаривать звуки в словах, тогда во взрослом возрасте у него не будет проблем с продуктивным общением.

Тренировка произношения

Суть занятий не в постоянных тренировках, а в игровом общении, среди методов логопедических занятий следующие:

  • пальчиковая гимнастика, которая развивает моторику рук и пальцев,
  • артикуляционная гимнастика — развитие речи с помощью упражнений языка и губ,
  • игровое развитие слуха — улучшение речи с помощью повторов движений за стихами (логоритмика), звукоподражание,
  • специальные стихи для улучшения речи, которые пополняют словарный запас.

Советы для занятия логопедической гимнастикой

  • Ребенок говоритне обязательно усаживать ребенка, если он непоседлив, можно, чтобы он во время игры бегал или прыгал, если этого требует его активность,
  • старайтесь, чтобы ребенок не знал, что с ним занимаются, пусть лучше взрослый делает вид, что хочет поиграть с малышом,
  • длительность занятий должна увеличиваться с 2 до 20 минут на протяжении нескольких месяцев,
  • умение заинтересовать ребенка — настоящее искусство, усвойте его и вам не придется заставлять к занятиям развития речи,
  • навык не может сформироваться в одночасье, повторяйте понемножку, но почаще, так заниматься проще и ребенку, и педагогу,
  • хвалите ребенка за успехи и старайтесь неудачи перевести в шутку.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, стимулирует улучшение речи, внимания, воображения, реакции, развивают пространственную память, дети не только точнее двигаются, но и точнее выражаются.

Девочка удивляетсяЦветок — ладони в полусогнутом положении соединить пальцами вверху, словно бутончик. Солнце поднимается — ладошки поднимаются вверх
Бутончик распускается — разводим кисти, словно распустился цветок
Солнышко садится — ладони опускаются
Цветочек спать ложится — опять сводим пальцы ладоней в бутончик.

Артикуляционный упражнения

Артикуляционная гимнастика развивает губы и язык. За эти органы отвечают определенные мышцы, их можно сделать сильнее и более гибкими. Упражнения нужно делать перед зеркалом. Результатом гимнастики должно стать правильное произношение нужных звуков и слов, развитие речи.

  1. Ребенок дурачитсяЯзычок качается на качелях — ребенку нужно открыть рот пошире, улыбнуться
    Сели на качели дети — язык высовывается из рта
    И взлетели выше ели — коснуться языком верхних зубов
    Даже солнышка коснулись — коснуться поднебения
    А потом назад вернулись — коснуться кончиком языка нижних зубов.
  2. Изобразить улыбку, и по десять раз чистить обратную сторону нижних и верхних зубов, потом имитировать полоскание рта. Под стишок
    Зубки нужно чистить дважды
    Утро каждое и вечер каждый.
  3. Блины мы кушали с наслаждением — улыбаемся
    Перепачкались вареньем — открываем рот
    Чтоб варенье с губ убрать — облизываем по кругу верхнюю губу
    Ротик нужно облизать — облизываем нижнюю губу.

Игры на звукоподражание

Игры на звукоподражание включает логоритмику, а также упражнение на развитие дыхания, голоса, речевого слуха (способность слышать различать, распознавать разные звуки).

  1. Игры на развития слуха — логопед за ширмой стучит деревянными, металлическими, стеклянными предметами, а дети угадывают, каким предметам они принадлежат — например, можно взять ложки из дерева и металла, стаканы. Также по звукам животных, птиц можно угадывать, кто их произносит. По звучанию мотора дети угадывают вид транспорта — мотоцикл, машина, трактор. Можно также угадывать с закрытыми глазами по звучанию колокольчика, где находится в комнате логопед.
  2. СемьяПодразание звукам — дети повторяют гласные за педагогом, как вздыхает человек — о-о-х, как кричит жеребенок, когда зовет маму — и-и-и, как гудит пароход у-у-у. Также можно подражать согласным — шумит лес ш-ш-ш, пыхтит чайник п-п-п, летит комарик з-з-з, пыхтит ежик ф-ф-ф. Подражание бытовым предметам — капание воды кап-кап, тикание часов тик-так, стучание молотка тук-тук.
  3. Логопедеская ритмика (логоритмика) повторение стихов и движений под музыку за логопедом. Например игра «Прогулка»
    По узкой дороге — идем на месте
    Идут наши ноги — высоко поднимаем колени
    По камням, по камням — медленно покачиваемся на ступнях
    И в ямку падаем бух — садимся на пол.
  4. Скороговорки нужно готовить для ребенка на определенные буквы, при чтении этих коротких рифмованых строк улучшается дикция, развивается речевой слух, увеличивается словарный запас.
    На звук «л» —
    Мама Милу с мылом мыла
    Мила не любила мыло
    На звуки «с», «ш»
    Саша шапкой шишки сшиб,
    Получил на лбу ушиб.
    На звук «р»
    Трое трубачей в трубы трубят
    На звук «з»
    Зоиного зайку зовут Зазнайка
  5. Логопедическая гимнастика включает стихи на развитие слованого запаса, который состоит из пассивного (на слух) и активного (разговор) словарей. Ребенок понимает намного больше, чем говорит, но со временем, если ребенку рассказывать по картинка, читать книги, пассивный словарь обязательно перейдет в активный, для развития речи нужно много общаться, в том числе на улице, по дороге в детский сад, на прогулке.

Для развития речи ребенка нужно много заниматься и общаться, скороговорки, пальчиковые игры, артикуляционные упражнения обязательно дадут результат. Но не следует зацикливаться на произношении. Если дефекты речи незначительны, их не обязательно исправлять, ведь каждый человек имеет свои особенности произношения, которые формируются также в следствии анатомических особенностей строения языка, гортани, носоглотки. Но если дефекты значительные и могут повлиять на качество дальнейшей жизни, речь нужно обязательно исправлять, усердные занятия помогут в этом.