Упражнения комплекса дыхательной гимнастики для старшей группы

 

Игра на дыханиеТренировка дыхания благотворно сказывается на состоянии организма. Хорошо помогает справиться с последствиями разных болезней дыхательная гимнастика, представляем комплекс упражнений для старшей группы. 

Меры предосторожности

Выполняя комплекс дыхательной гимнастики, нужно соблюдать простые правила

  • Чувство голода может привести к головокружениям, поэтому ребенок должень хорошо поесть и подождать после приема пищи полчаса.
  • Дети дуют на утятРебенок должен быть в хорошем расположении духа, на занятии ему должно быть интересно.
  • Осторожно с астматиками — у них может быть приступ. Если ребенок болеет астмой, нужно присутствие врача с необходимыми медикаментами.
  • Начинайте с нескольких упражнений и увеличивайте нагрузку постепенно, чтобы определить, не принесет ли вред комплекс дыхательной гимнастики.
  • При отдышке, боли в мышцах, побледнении кожи нужно прекратить занятия и уведомить о проблеме врача, чтобы установить причину невосприятия организмом упражнений дыхательной гимнастики.
  • Нужно дышать только чистым воздухом — выбирайтесь на улицу, или, при непогоде, занимайтесь в проветренном помещении. Учтите, что в воздухе может быть множество микробов, в том числе болезнетворных.

Упражнения

  1. Начинаем комплекс с изучения дыхательных процессов. Слушаем дыхание — в полной тишине и в произвольном положении тела дети прислушиваются к телу, и определяют, какие органы принимают участие в дыхании при вдохе и выдохе — плечи, грудь, живот, как они дышат — глубоко или поверхностно и как часто.
  2. Спокойное дыхание — восстанавливаемся после нагрузки, в том числе эмоциональной. Медленно и безшумно вдыхаем воздух носом, при расширении грудной клетки задержать дыхание насколько возможно потом плавно выдохнуть тоже через нос. Этим упражнением можно заканчивать комплекс.
  3. Дыхание одной ноздрей — закрыть одну ноздрю пальцем, другой сделать тихий долгий вдох, причем первый раз — животом, второй — солнечным сплетением, третий — грудной клеткой. Укрепляет верхние дыхательные пути.
  4. Воздушный шар — дышим лежа животом, держа на нем ладони. Амплитуда должна быть большой — на выдохе живот должен максимально приближаться к спине. Укрепляем мышцы живота, вентилируем нижнюю часть легких.
  5. Девушка дует на пузыриВоздушный шарик в груди — положение сидя, стоя, лежа, руки — снизу ребер. Медленно вдыхая, следить, чтобы плечи и живот были неподвижными и медленно сжать ребра руками, создавая сопротивление, на выдохе опять надавить на ребра.
  6. Воздушный шар взлетает — одна рука между ключицами, вдох и выдох делается посредством медленного поднятия и снижения плеч и ключиц. Стимуляция верхних отделов легких и верхних дыхательных путей.
  7. Ветер — вдыхаем носом максимально большое количество воздуха, втягивая живот, и ребра (создавая давление) потом выдыхать, выпячивая живот и грудную клетку. Так вентилируется воздух в легких, укрепляются дыхательные мышцы, снимается усталость.
  8. Обнятие радуги. Можно стоять или двигаться — улыбаясь пошире, вместе с выдохом произносим «с-с-с» и втягиваем живот и грудь. При этом руки ставим впереди и скрещиваем перед собой, обнимая плечи — одну руку поставить на плечо, другую — под мышку. Задержать дыхание на несколько секунд.
  9. Ежик — поворачиваем голову по сторонам, можно в движении. Вдыхаем резко, сильно и с шипящим звуком, как у ежика, выдыхаем носом и ртом одновременно, но уже плавно, без усилий.
  10. Трубка из губ — сначала вдыхаем носом, втягивая живот, потом, сложенными трубкой губами втягиваем воздух по максимум, сымитировать глотание воздуха, задержать дыхание на три секунды, и медленно выдыхаем воздух носом, подняв голову вверх.
  11. Ушки — качаем головой по сторонам, пробуя коснуться ушами плеч (но плечи неподвижно), сильно вдыхая воздух. Пробуем на вдохе задействовать все мышцы носоглотки. Выдыхаем в любой форме.
  12. Мыльные пузыри — наклоняем голову к грудной клетке, с напряжение носоглотки вдыхаем носом. Спокойно выдыхаем носом, подняв голову, не опускаем подбородок и тут же вдыхаем носом, с напряжением носоглотки. Опускаем голову и выдыхаем через нос.
  13. Трубочка из языка — мнимо произнося «о», складываем губы трубкой, также складываем и высунутый язык. Через язык трубкой втягиваем воздух, наполняя легкие и одновременно раздуваем живот и грудь. После вдоха рот закрыть, касаемся подбородком груди, задерживаемся, поднимаем голову и выдыхаем носом.
  14. Насос — руки сжаты в кулаки перед грудью, наклоняемся вперед, делая вдохи при наклонах с шумом, будто работает насос, выдыхать как хочется. Со временем можно усложнить — наклонятся после маятникового прогиба назад, увеличивая амплитуду.

Игровые методикиУпражнения можно проводить как индивидуально, так и в группе. Комплекс нужно проводить динамически, напрягая и развивая дыхательные мышцы. Также нужно включить логопедические упражнения на произношение разных гласных (а, о, у) и согласных звуков (ш, ж), а также звукосочетаний (ух, ах, фу). Так развиваться будет не только дыхательный комплекс, но и голосовые связки, ведь известно, что без хорошего дыхания голос не может быть сильным и мелодичным.

К упражнениям нужно добавлять игровой комплекс, а также элементы соревновательности (например, кто дольше задержит дыхание). Хотя в старшей группе можно уже несколько отойти от игровой формы, так как дети более сознательны, но при отсутствии игр их внимание рассеивается, они становятся невнимательными, нужно это учесть. Но нужно наблюдать за детьми, чтобы никому не становилось плохо.

Одежда должна быть облегченной, температура воздуха около 20 градусов. Заниматься от 10 минут до получаса, увеличивать продолжительность нужно, учитывая прогресс обучения.