Учим правильно выговаривать звуки с помощью артикуляционной гимнастики

Занятие у логопедаРебенок учится не только говорить, но и правильному произношению. К четырем годам малыш осваивает все звуки практически в полном объеме, обычно к пяти годам ребенок говорит «как взрослый». Но иногда этот процесс затягивается, вот уже в школу нужно готовиться, а дефекты речи сохраняются. Родители не должны серьезно тревожиться, ведь и школьники часто совершают ошибки произношения, а некоторые телевизионные дикторы также попадают в эфир с особенностями речи. Но все же желательно, чтобы ребенок говорил правильно, он таким образом будет чувствовать себя более уверенно, и сможет понятно изъяснятся, используя разные фразы в разных ситуациях. Помогает устранить дефекты произношения артикуляционная гимнастика для детей.

Зачем заниматься

Девочка учитсяНекоторые звуки труднопроизносимы, и не только для детей после 5 лет, но и для некоторых взрослых. Проблемы с произношением возникают из-за особенностей строения органов, которые отвечают за производство звуков и речевые навыки, из-за генетической предрасположенности, национальных особенностей (когда один из супругов говорит на другом языке), а также особенностей психологического и физиологического развития.

Самые трудные для обучения звуки:

  • сонорные л (ль), р (рь);
  • шипящие ж, ш, ч, щ;
  • свистящие ц, с (сь), з (зь).

Задачи гимнастики для улучшения артикуляции:

  • возможность в домашних условиях исправлять особенности речи без профессиональной логопедической помощи;
  • увеличения скорости обучения при влечении логопедом — заниматься можно на подготовительном этапе, развивая мышцы, а также после занятий с логопедом, в домашних условиях закрепляя пройденный материал;
  • увеличения четкости произношения при правильных, но вяло звучащих звуках;
  • увеличения не только четкости, но и красоты речи, вводя в лексикон разные труднопроизносимые, слова.

Если родители самостоятельно определяют, какой звук плохо ребенок выговаривает, они могут самостоятельно заниматься артикуляционной гимнастикой, но желательно проконсультироваться с логопедом, который определит причину проблемы и сможет посоветовать кратчайший путь к устранению дефектов речи.

Как заниматься

Правильное рЕсли ребенок плохо говорит, не обязательно, что речевые проблемы возникли из-за трудностей непреодолимого характера. Иногда речь коверкается из-за недостаточных усилий, когда ребенок, а вслед и родители снисходительно относятся к языковым особенностям. Но если есть желание исправить дикцию, нужно придерживаться советов:

  1. Делать упражнения артикуляционной гимнастики ежедневно, без перерывов.
  2. Чтобы артикуляторный аппарат не уставал, желательно делать большие промежутки между занятиями, например заниматься 4 — 5 минут сутра до похода в детский сад и 5 — 10 минут вечером.
  3. Упражнения проводить так, чтобы ребенок думал, что с ним просто играют, так эффект от занятий будет больше.
  4. Чтобы была большей запоминаемость упражнений, можно заниматься перед зеркалом. 
  5. Часть упражнений нужно делать на определенный счет.
  6. Чтобы ребенок не уставал, не нужно проводить больше пяти упражнений за одну тренировку.
  7. В сложных упражнениях язык можно направлять логопедическим шпателем, либо ручкой чайной ложки.

Упражнения

Для правильного произношения «с», «з», «сь», «зь»

Упражнения для с и з

 

Для правильного произношения «ш» и «ж»

Упражнения для ж и ш

Упражнение для «ч» и «щ»

Упражнение для ч и щ

Упражнение для «л» и «ль»

Упражнение для л и ль

Упражнение для «р»

 

 

 

 

Упражнение для р