Упражнение пальчиковой гимнастики о животных жарких стран

Жители саванныЛогопедические занятия детей иногда сопровождаются пальчиковой гимнастикой. Упражнения для рук при грамотном возрастном подходе помогают правильному развитию речи. Если в младшей дошкольной группе воспитатели проводят короткие по времени упражнения, то дети старшего дошкольного возраста способны сосредотачиваться на занятии 25 минут. За это время воспитатель-логопед успевает решить образовательные, развивающие, воспитательные задачи. «Животные жарких стран» — пальчиковая гимнастика, которая хорошо подходит для решения обозначенных задач. Кроме развития речи и навыков моторики рук, закрепляются знания о природе жарких стран, флоре и фауне тех мест.

Задачи

Методически проработанный план работы решает основные образовательные задачи:

  • формировать базовый словарный запас по теме;
  • знакомить со словами — антонимами;
  • выстраивать грамматический строй речи;
  • укреплять навыки правильного произношения.

Совместно решаются и развивающие задачи:

  • активизируется память, внимание;
  • развиваются голосовые связки и дыхание;
  • совершенствуется физическое развитие, а именно, координация движений, скорость реакции, моторика рук.

Как на всех занятиях, достигаются воспитательные цели:

  • уметь внимательно слушать логопеда;
  • активно участвовать;
  • выполнять упражнения самостоятельно;
  • делать упражнения совместно, в группе по 2-3 человека.

Материал будет лучше восприниматься детьми после предварительно проведенной беседы. Заранее можно поговорить о странах с жарким климатом, посмотреть иллюстрации, рассмотреть подготовленные фигурки. Вызвать интерес подопечных по теме с помощью загадок об узнанных в предыдущих заданиях животных и птицах.

Сценарий проведения занятия

Введение

Наставник беседует с ребятами, выстраивая их в круг лицом к центру на ковре в группе.

«Добрый день! Мы с вами отправляемся в новое путешествие. Я расскажу о необычном месте: там так жарко, что даже ветер дует горячий. Все хотят пить, но вода только в больших реках. До них идти далеко, может целый день. На берегу рек собираются звери и птицы на водопой. Кто скажет, где мы собрались?»

Ответ хором: «В Африке!»

Педагог: «Правильно, в Африке. Прогуляемся, посмотрим, кто там живет». Читает стихотворение:

В жарких странах носороги

Просто ходят по дороге.

Мокнут в речке бегемоты.

Львы выходят на охоту.

Крокодилы, обезьяны,

Зебры, жители саванны.

И тропические птицы…

Есть чему тут подивиться!

В это время мальчики и девочки пытаются показать названных животных на заранее приготовленных картинках. Продолжительность вводного упражнения 4-5 минут.

Саванна

Базовая часть

Развитие связной речи

Дети рассаживаются по местам за столы. Воспитатель-логопед на доске показывает рисунки с животными, например носорога. Просит рассмотреть картинку внимательно, и рассказать о нем по известному порядку: название, величина, основной цвет, что ест носорог, как называются его детеныши. Даёт воспитанникам время на подготовку описания не больше минуты. Первый, кто поднял руку, идет в центр к доске и рассказывает. Каждый правильный фрагмент ответа одобряется и подтверждается воспитателем и детьми. Неверный ответ воспитатель не поправляет, смотрит на реакцию детей, просит их уточнить. Можно заслушать второй рассказ по другой иллюстрации.

Театр

Развитие речевого внимания и слуха

Дети продолжают сидеть за столами, педагог развешивает на доску все картинки с птицами и животными. Предлагает внимательно посмотреть на доску и вспомнить их названия.

Воспитатель: «Все рассмотрели картинки? Давайте назовём каждого». Называют хором жирафа, носорога, слона и т.д.

«Теперь назовите животных, у которых в названии есть звук «З». Дети называют, например, зебру. То же самое повторить для звуков «С», «Л», «Р», «Т», «Д».

Совершенствование слухового анализа

Картинки с доски не снимать, группа продолжает с ними работать. Воспитатель просит произносить названия по порядку расположения рисунков, построчно слева направо, сверху вниз. Подопечные привыкают к правильному движению глаз, как при чтении. Произнося названия раздельно, по слогам, при этом хлопая в ладоши. Иллюстрации подобрать так, чтобы их наименования зверей были одно-, двух — и трёхсложные. Например, тигр, жираф, какаду.

Развитие моторики, формирование устойчивой связи речи и движений

Воспитатель предыдущим этапом подготовил детские руки для следующего упражнения: «Животные жарких стран» пальчиковая гимнастика. Дети выходят из-за столов, садятся на ковре кружком.

Воспитатель произносит стихи и одновременно показывает движения, которые надо повторить.

Если в жаркую страну (сжимать – разжимать пальцы поднятых вверх рук)

Я случайно попаду, (поочередно соединять у лица пальцы с

То увижу там шакала, большим пальцем, как у бинокля)

Кенгуру, гиппопотама, (работать пальцами вытянутой правой руки)

Обезьяну, тигра, льва, (сжимать – разжимать пальчики протянутой вперёд левой руки)

Крокодила и слона.  (работать пальчиками согнутой правой руки)

Хорошо живется им – (работать левой рукой)

Не бывает снежных зим.  (громко хлопнуть ладошками, развести руки широко в стороны)

В заключительной части занятия воспитатель включает запись песни из кинофильма «Про Красную Шапочку» «Если долго по дороге…», все встают и танцуют в свободном стиле, кто как может. Этот приём позволит расслабиться, избавиться от накопившегося мышечного напряжения.

Важно: разделы основной части длятся по 5 минут, помните — продолжительность целого занятия не более 25 минут. Мышечное расслабление в конце занятия у детей старшей группы не засчитывается в общее время занятия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *