Упражнения пальчиковой гимнастики на звук С

БукваПальчиковая гимнастика (ПГ) – что это такое и для чего она нужна? Это комплекс упражнений, проводимых в виде игры, и позволяющий детям с нарушениями речи научиться правильно проговаривать те или иные звуки, а остальным – быстрее начать разговаривать. Суть ПГ построена на взаимодействии слухового, двигательного, зрительного и речевого аппаратов.

Особенности

О взаимосвязи мелкой моторике и развитии правильной артикуляции известно давно, имеются научные исследования об исключительно положительном эффекте влияния одного на другое. Поэтому разработано множество упражнений, благодаря которым можно в простом и удобном формате практиковаться необходимому звукопроизношению.

Ученые Института физиологии АПН РФ пришли к заключению, что устная речь начинает формироваться в тот период, когда тонкие движения пальцев достигают точности и уверенности. Подобного рода идеи встречаются в книгах зарубежных авторов. Активная тренировка пальцев помогает развивать наш мозг, и выговаривать буквы, с которыми возникают проблемы, например С.

Руки

И это действительно так. ПГ оказывает следующее влияние:

  • необходимость концентрировать внимание учит усидчивости, что потребуется в дальнейшем в школе;
  • потребность в координации движений в ответ на задания приводит к навыку грамотного распределения внимания в порядке очередности задач;
  • игровая форма создает адекватный эмоциональный фон для обучения, создавая стереотип «учеба = приятно»;
  • запоминание строчек стихотворения-упражнения развивает артикуляцию и память;
  • повторение слов за взрослым позволяет малышу подражать мимике и интонации, делает речь выразительнее и ярче, что так же помогает скорейшему обучению, а также улучшается звучание звуков;
  • развивается воображение, ведь движения, точно описывающие словесные конструкции – это приобретаемый практикой навык;
  • развитие моторики пальце и кистей, умение согласовывать их со слышимым, позволят в дальнейшем без особого труда обучиться письму под диктовку.

Стоит учесть, что все новое – хорошо забытое старое. О том, какую важную роль играют руки, знали и наши предки. Стоит только вспомнить, как много пословиц и поговорок на эту тему существует: «глаза боятся, а руки делают», «отбился от рук», «дай рукам волю», «все дело в руках», «золотые руки».

На что следует обратить особое внимание, чтобы упражнения принесли особую пользу?

Это разнообразие действий, на которые они будут направлены.

  1. Обучение детей действовать руками независимо друг от друга. Например, одна рука гладит, а другая стучит. Такое занятие даже некоторым взрослым полезно.
  2. Непосредственно гимнастика. Гибкость и подвижность пальцев играют важную роль в развитии детей. Не только речи и письма.

К тому же такие занятия являются одновременно игрой, поэтому особенно нравятся детям. Уговорить ребенка проделать пальчиковую гимнастику на звук «С» в игровой форме легко, поскольку малыши концентрируют внимание только на том, что им по-настоящему интересно. Можно с удовольствием тренировать проговаривание сложных звуков.

Для начинающих

Упражнения различаются по сложности. С первого уровня следует начинать маленьким детям, а так же тем малышам, кто не знаком с подобной работой. Эти задания для кистей рук, развивают умение подражать, удерживать напряжение рук и переключать внимание.

«Зайцы»

Достаточно простое, подходит для детей 2-3 лет, поскольку не требует сложных координированных движений пальцев и лицевых мышц, при этом кажется детям забавным.

Скачут, скачут во лесочке (прыгают на месте)

Зайцы — серые клубочки (прыгают, руки держат у груди).

Прыг — скок, прыг – скок — (прыгают вперед и назад)

Стал зайчонок на пенёк (выпрямиться и упереть руки в бока).

Всех построил по порядку, (повернуться туловищем вправо, правую руку отвести в сторону, затем влево и левую руку вытянуть в сторону)

Стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте. (маршируют на месте)

Два! Руками машут вместе, (руки перед собой, делают «ножницы»)

Три! Присели, дружно встали. (присесть, встать)

Все за ушком почесали. (почесать за ухом)

На «четыре» потянулись. (руки вверх, потом к груди)

Пять! Прогнулись и нагнулись. (прогнуться, наклониться вперёд)

Шесть! Все встали снова в ряд, (встать прямо, руки к груди)

Зашагали как отряд. (снова маршируют на месте)

Увеличение сложности

Второй уровень требует более точных, но статичных действий, благодаря которым «С» будет выговариваться гораздо легче.

«Сон Степана»

На каждую строчку стихотворения необходимо совершать движения пальцев, губ или языка. Дети должны проговаривать стих.

Снится сладкий сон Степану (дети закрывают глаза руками)

Видит свежую сметану (широко открывают глаза и облизывают губы круговым движением языка по часовой стрелке)

В знакомой миске голубой (ладони обеих руку нужно соединить так, чтобы образовалось углубление – изображаем миску)

А ложка у него с собой (теперь миску изображает одна согнутая ладонь, а оттопыренный указательный палец другой руки – ложку. Ребенок совершает круговые движения большого пальца по «ладони-миске»).

Он ложкой ест сметану (большой палец «зачерпывает» воображаемую сметану, подносит ко рту. Можно изобразить жевательные движения).

Всё это снится Степану (снова закрывают глаза ладошками).

Теневые фигуры

 

Сложный уровень

Третий уровень учит координации кинетики отдельных пальцев, их противопоставлению. Проработка такого рода движений способствует воспроизведению «С» по первому требованию в любой момент речи.

Снится сладкий сон Степану – дети закрывают глаза руками

Видит свежую сметану – широко открывают глаза и облизывают губы круговым движением языка по часовой стрелке

В знакомой миске голубой – ладони обеих руку нужно соединить так, чтобы образовалось углубление – изображаем миску

А ложка у него с собой – теперь миску изображает одна согнутая ладонь, а оттопыренный указательный палец другой руки – ложку. Ребенок совершает круговые движения большого пальца по «ладони-миске»

Он ложкой ест сметану – большой палец «зачерпывает» воображаемую сметану, подносит ко рту. Можно изобразить жевательные движения.

Всё это снится Степану – снова закрывают глаза ладошками

Затем поочередно соединять большие пальцы с другими, получая новые колечки и тренируя тонкую моторику.

Следует хвалить ребенка, когда у него получается, ведь положительная стимуляция значительно облегчает постановку звука «С». Малышам нравится рифмованная речь, а значит занятия будут протекать без особых сложностей и принесут наибольшую пользу.

Не следует преувеличивать роль пальчиковой гимнастики — она не заменит полноценную физкультуру, также не заменит общение мамы и ребенка. Но сейчас навыки работы пальцами очень нужны, например для работы на компьютере, на мобильном телефоне. И иметь тренированные пальцы, которые способны быстро совершать быстрые скоординированные действия, очень полезно.