Учимся выговаривать звук Р с помощью артикуляционной гимнастики

Занятие логопедаЗвук Р — самый сложный для произношения, особенно сильные затруднения испытывают дети. Обычно ребенка, который не выговаривает этот рычащий звук, отдают на обучение логопеду. Но специалист может уделить только немного времени, а родители всегда рядом, и решающим фактором в овладении правильной речью могут стать именно их занятия. Артикуляционная гимнастика для звука Р, может быть вполне применима в домашних условиях, при каждодневных занятиях ребенок должен вскоре научится правильно говорить этот рычащий звук.

 Варианты неправильного разговора

При выговаривании звука Р нужны разносторонние усилия — роль играет и разговорная практика, которая позволяет управлять речевым аппаратом, и вибрирующие движения языком, при которых важна амплитуда, сила движения воздуха и другие факторы. Так как этот звук выговорить труднее, чем любой иной, то и слова с «Р» дети правильно выговаривают позднее, нежели с более податливыми для разговора звуками. Некоторые дети испытывают такие затруднения, что могут продержаться с нечеткой речью и до совершеннолетия, формируя стойкую привычку.

Постановка языкаРебенок должен научиться правильно употреблять звуки к четырем годам, звук Л — можно выучить к шести годам, то есть к школе. Звук Р также желательно выучить к школьному возрасту, что в большинстве случаев имеет место, но иногда этот процесс затягивается и на помощь приходит интенсивная артикуляционная (речевая гимнастика), которая годится для всех детей от трех лет до дошкольного и даже младшего школьного возраста.

Варианты неправильного произношения звука Р:

  • полный пропуск, особенно в местах между гласными — сеый вместо серый, миаж вместо мираж и так далее;
  • замена Р  на звук Л — галаж вместо гараж, квалтира вместо квартира;
  • замена на Й — койидор вместо коридор;
  • замена на Ы — ычать вместь рычать;
  • звук Р произносится, как в английском либо французском, еврейском либо арабском языках, особенно часто это проявляется в смешанных семьях, где мама или папа иностранец.

Чтобы проверить, как ребенок выговаривает звук Р, нужно попросить его произнести как отдельно, так и в составе разных слов и слогов, поскольку в разных ситуациях звук может звучать по-разному. Бывает, что в отдельности звук Р произносится четко, а в составе слова — нет, и наоборот.

Причины логопедических затруднений

Для того, чтобы обучить правильно говорить, ребенка желательно показать логопеду. Специалист может осмотреть строение речевого аппарата, выявить проблемы произношения и определить, каким образом можно научится выговаривать звук Р.

Причин, не позволяющих образовывать при речи рычащий звук, может быть несколько:

  • Слогиартикуляционный аппарат может быть недостаточно развит, проблему решают развитием лицевых мышц (разные гримасы) и мышц речевых органов (упражнения с языком и челюстями);
  • язык может быть ослаблен и малоподвижен;
  • уздечка под языком может быть недостаточно развита (при этом язык не может доставать до верхнего неба), если эта проблема не решается упражнениями, иногда уздечку подрезают (спорное решение, лучше все же ее растягивать занятиями, в конце концов картавость это не такая уж проблема в жизни);
  • фонематический слух (способность восприятия, распознания и повтора речи) может быть нарушен, при этому ребенок может пропускать звуки, путать между собой глухие и звонкие, твердые и мягкие (Федя — Феда, два — тва, тесто — десто);
  • неправильное речевое дыхание, которое приводит к неправильному образованию звуков, причинами могут быть болезни носоглотки — насморк, который длится долгое время, аденоиды, проблему можно решить дыхательной и речевой гимнастикой;
  • генетическая предрасположеность, что, например, проявляется в еврейской картавости (но не каждый картавый человек еврей, и не каждый еврей картавит, это просто пример).

Логопед при детально изучении должен назначить упражнения, которые можно делать на логопедических занятиях и дома. 

 

Разминка

Делать упражнения для Р можно в любом возрасте, а вот серьезно заняться артикуляцией, если до пяти лет не будет прогресса в звукообразовании. Заниматься придется по полчаса в день на протяжении года. Сначала ребенок должен говорить Р вне слов, потом научиться строить из этого звука слоги, слова. При уверенном произношении слов можно приступать к предложениям, стихам, скороговоркам и песням.

Лучший педагогический способ добиться успеха в занятиях — сделать так, чтобы ребенок не ощущал себя на уроке, а имел ощущение, что с ним играют.

Скороговорки

Разминка, упражнения делаем по 10 — 20 раз каждое:

  1. Кисть для рисования. Улыбаемся с приоткрытым ртом и гладим языком верхнее небо от самих зубов максимально приближая к горлу.
  2. Маятник — растягиваем рот в улыбке и качаем языком от одного угла рта к другому.
  3. Гармошка. Улыбнувшись, с усилием прижимаем к верхнему небу язык, произнося «нь», открываем и закрываем рот, не отрывая язык.
  4. Зубочистка. Улыбаемся с открытым ртом, языком массажируем верхние зубы изнутри, проводя из стороны в сторону, после этого кончиком языка надавливаем также изнутри на каждый верхний зуб.
  5. Комарик. Произносить звук «з-з-з-з» сначала немного выдвинув язык за передние зубы, потом упираясь в основание неба у верхних зубов.
  6. Кисть для рисования. 

 

Все эти упражнения отлично развивают артикуляционный аппарат, укрепляют мышцы и постепенно растягивают «уздечку». Однако для отработки именно звука «Р» нужны особые постановочные упражнения.

Упражнения на постановку звука Р

Простые, но эффективные упражнения для звука Р:

  1. Групповое занятиеС открытым ртом прижать язык к верхним зубам, ближе к небу, проговаривая «д-д-д-д», если получается, пусть ребенок во время упражнения сильно дунет на язык, ощутив, что язык вибрирует (сам звук Р проговаривать не нужно).
  2. Ребенок произносит звук «ж-ж-ж-ж» с сильно открытым ртом, приближая язык к верхним зубам. Через несколько секунд создаем вибрацию логопедическим шпателем под языком, колебля язык в стороны, при этом главное ритм, силу применять не нужно, чтобы не повредить язык. Если ребенок сильно подует во время звука «ж-ж-ж-ж», он ощутит вибрацию, которая создается воздухом и шпателем.
  3. При широко открытом рте произносим «з-з-з-за», язык при этом должен быть максимально отодвинут от верхних зубов. Логопедическим шпателем осторожно подвигайте под языком в стороны, при этом должен возникать звук Р.
  4. Аналогично произносим «з-з-з-зи», двигаем шпателем под языком, получается мягкий звук Р.

Научится проговаривать звук Р просто. Но иногда родители не слишком обращают внимания на артикуляцию ребенка и он не выговаривает всех звуков. Работать над постановкой правильной дикции нужно, но если не все звуки произносятся, но при этом речь звучит четко, ничего страшного — это может быть оригинальной отличительной особенностью человека. Все же при воспитании нужно уделять больше внимания моральным качествам, а не внешним признакам. Но, если сильно стараться, артикуляционная гимнастика при ежедневных занятиях обязательно приведет к нужному результату.