Этот вид детской гимнастики представляет собой имитирование стихотворений, сценок, историй при помощи пальцев и кистей рук, особенно полезны для развития языковых навыков и артикуляции. Доказано, что между речью и движениями есть некоторая связь. Пальчиковая гимнастика гномики, зайчик, кошка на окошке и другие — все они применяются для улучшения речевой и двигательной активности ребёнка.
Полезные свойства
Оглавление
У таких занятий есть множество выраженных развивающих свойств:
- развитие мелкой моторики ребенка;
- улучшение координации движений;
- тренировка памяти;
- развитие воображения, мыслительных способностей;
- расширение кругозора.
Проводить нужно следующим образом — в игровой форме рассказываем стишок, одновременно с этим показывая на пальцах руки упражнения. Важно следить не только за положением кистей ребёнка, но и за проговариванием стихотворных строчек. Иногда для разыгрывания сценок применяются пальчиковые куклы.
Примеры стихотворений
Потешные стишки, рассказываемые вслух при проведении занятий. В скобках указаны движения детей.
Гномики пальчиковая гимнастика
Дружно жили гномики
(Показывают небольшое расстояние между большим и указательным пальцами)
В деревянном домике.
(Складывают ладошки треугольником — домиком)
Папа-гном дрова колол,
(Реберной стороной одной ладони ударяют о другую, потом меняют руки)
Гном-сынок отнёс их в дом,
(Хватают руками воздух)
Кашу мама-гном сварила,
(Ладони полукругом, совершаются круговые движения)
А дочурка посолила,
(Собирают пальцы в щепотку, движения имитируют посыпание)
Бабуля-гномик шарф связала,
(Показывают вязание спицами)
Тётя-гном его стирала,
(Трут ладошки одна о другую)
Двери гномик-дед открыл,
(Разводят руки в разные стороны)
Всех нас в гости пригласил!
(Обеими кистями рук показывают приглашающий жест)
Зайчик
У зайчика лапки
(хлопают в ладоши)
И длинные ушки.
(складывают руки в кулаки, выставляют указательный и средний пальцы в виде заячьих
«ушек»).
Лапки озябли
(сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
Зимой на опушке,
(продолжают сжимать и разжимать пальцы рук),
И носик замёрз,
(потирают нос)
Дрожит хвостик в мороз.
(руки на поясі)
Решил он поехать
(вращают руль)
В гости к ребятам
(приветственно машут руками)
Морковкой обедать.
(поглаживают живот рукой по часовой стрелке).
Волка серого нет там.
(хлопают в ладоши)
Кошка на окошке
На окне сидела кошка,
(руки сжаты в кулачки, указательный и мизинец разведены в стороны, получается голова кошки)
В миске молока немножко.
(ладошки полукругом)
Кошка собралась лакать, может быть щенку отдать?
(руки в сцеплены, большие пальцы надо попеременно класть один на другой)
Киска думала, гадала, мышь тихонько подбежала.
(сжимаем и разжимаем куласчк)
Хвостик опустила в миску,
(«грозят» указательным пальцем правой руки)
Не спросив сперва у киски.
(теперь «грозят» пальцем левой руки)
Облизала, потом снова,
(вращают указательными пальцами рук по часовой стрелке, как будто чистят миску)
По чуть-чуть и понемногу
(снова вращают пальцами, но уже против часовой стрелки)
Съела всё и убежала.
(машут кистями обеих рук, прощаясь с мышкой)
И спасибо не сказала.
(разводят руками)
Чтобы детям не надоедали одни и те же упражнения, нужно периодически менять набор жестов и стихов. Иногда можно устраивать целые театральные представления на пальчиковых куклах. Развитие мелкой моторики должно подкрепляться и другими занятиями — рисованием, лепкой из пластилина. Стишок для гимнастики легко сочинить и самостоятельно, нужно лишь ориентироваться на знакомый набор движений и образы, близкие маленькому ребёнку.