Северные народы (алеуты, эскимосы, инуиты, чукчи и другие) плавали на долгих и узких охотничьих лодках, на которых рыбачили и занимались охотой, в частности преследовали морских животных. Это суденышко длиной до шести метров назывался каяком, но в странах бывшего СССР его традиционно называют байдаркой, и это название является более понятным для граждан СНГ.
Характеристика
Оглавление
Исторически каяк делался из дерева или кости — из этих материалов изготавливался каркас, который обтягивался шкурами морских животных — нерп, тюленей, моржей. Охотник размещался сидя, посадка осуществлялась через люк посредине лодки — «кокпит». Гребля осуществляется с помощью двостороннего весла, эта особенность является главным отличием каяка от каноэ.
Каяки делятся на два типы:
- лодки, в которых спортсмен сидит внутри каяка, они называются каяки sit-in;
- каяки sit-on-top — это недавнее изобретение, в таком типе лодки каякисты гребут, сидя сверху, они называются sit-on-top.
Каркасные
Каркасные каяки еще называют разборными. Именно этот тип является традиционной байдаркой. Каркас делают из дерева либо металла и обшивки (так называемой «шкуры»), которая покрывает сверху каркас. В прошлом «шкуры» действительно изготавливались из кожи животных, сейчас они синтетические, за ними проще ухаживать. Каркасные байдарки предназначены для перевозок грузов на тихой воде.
Каркасные каяки (байдарки) могут компактно складываться, храниться в ограниченном пространстве и перевозиться даже на обычном легковом транспорте, в этом плане они очень удобны. Одноместная байдарка широко применялась в туристических целях в Советском Союзе.
Чем байдаки неудобны:
- Сборка каркасного каяка производится до от получаса до одного часа в зависимости от модели спортивного судна. Обычный каяк не настолько компактный, но его не нужно собирать и он сразу после прибытия к водоему готов к спуску в воду. Скорость монтажа считается негативным фактором, но скорее он нейтральный, ведь он компенсируется удобством транспортировки и хранения.
- А вот действительно негативный фактор каркасного каяка — трудности обеспечения симметричности носа и кормы относительно обшивки (шкуры). Качество пошива пошива имеет большое значение.
- Байдарка с каркасом не приспособлена для плавания на бушующей воде, ведь если она налетит на камни, оболочка в большинстве случаев повреждается, что может привести к катастрофическим для спортсмена последствиям.
- Каркасные байдарки могут быть довольно опасными, так как они не снабжены герметическими камерами, как современные пластиковые лодки. Кроме того, большие размеры и низкая посадка спортсмена делают управляемость не самой лучшей, так как из-за слишком низкой посадки тело в управлении принимает недостаточно участия.
- При встречах с камнями байдарку нужно постоянно ремонтировать — латать шкуру, заделывать повреждение пеной. Для непотопляемости байдарку снабжают емкостями, например надувными камерами.
- Каркасная байдарка при движении неуклюжа, не способна к резким маневрам. Она предназначена для прямолинейного движения по спокойной воде.
Надувные
Надувные каяки — это фактически надувные лодки, которые имеют байдаркоподобную форму. Они также имеют свои недостатки:
- Главным недостатком является отсутствие жесткости — гребец своим весом может прогибать надувной каяк, при чем нос и корма поднимаются над водой. На двухместных надувных каяках эта проблема не так выражена, но также существует. Чтобы решить проблему, надувное суденышко дополнительно нагружают спереди и со спины гребца, а это лишние заботы.
- Недолговечность синтетических материалов, из которых сделан надувной корпус. Борта довольно легко повредить. Вместо камер для вещей в лучшем случае предусмотрены не очень вместительные карманы, но и их может не быть. Чтобы надувной каяк был удобней, в некоторых моделях делают более широкое дно, но в таком случае теряется обтекаемость и этот спортивный снаряд становится похожим на обычную надувную лодку.
- Надувной каяк подвержен действию ветра, в ветряную погоду его трудно надувать и грести. Каяк может изменять направление вместе с ветряными порывами и с этим трудно бороться. Чтобы при порывах ветра плыть, придерживаясь прямой линии, движение стабилизируют рулевыми веслами.
Чтобы уменьшить негативные свойства, выпускают комбинированные каяки — жесткое дно и надувные борта. Стоит отметить и преимущества — большая грузоподъемность, непотопляемость при неповрежденной поверхности, компактные размеры в не надутом виде и удобство транспортировки.
Неразборные
Неразборный вид каяков имеет сплошной, преимущественно полиэтиленовый корпус, который максимально закрыт, место есть только для гребца (так называемый кокпит). Неразборный каяк достигает в длину пять метров (при минимуме — 2,5 метра), ширина начинается от 45 сантиметров и достигает 80 сантиметров.
Каяки делают из различных полимеров, стеклополимеров, композитов и других синтетических материалов. Неразборным каякам нет серьезной альтернативы в спорте, они имеют лучшие эксплуатационные характеристики и используются в каякинге в большинстве случаев.
Преимущества цельных неразборных каяков:
- Надежность, длительный срок службы, стойкость к ударам, столкновениям, причем даже с твердыми и острыми поверхностями. Конечно, царапины остаются, но целостность поверхности не нарушается. Если образовалась вмятина, она должна выпрямится, если лодку просто поставить на солнце.
- Хорошая теплоизоляция, что немаловажно на холодной воде, когда гребец долгое время остается неподвижным, а размять ноги не получится из-за ограниченного пространства.
- Жесткая конструкция дает возможность использовать все тело для маневров, а также специальным движениям весла выворачиваться из воды (если спортсмен перевернулся в воду», совершая «эскимосский переворот»).
Выбор
Если каяк выбрать правильно, его можно использовать в разных водных условиях. Однако при активном плавании в определенных водах, желательно выбрать специализированную лодку, поскольку разные каяки ведут себя в разных стихиях по-разному.
Каяки морского и экспедиционного типа можно использовать в любых водах, кроме мест, где есть быстрое течение и пороги, небольшие водопады. Ограничение связано с тем, что такие суда длинные, достигают пяти метров в длину, и они не имеют нужной маневренности. Короткие каяки для белой, то есть пенистой воды можно использовать для катания по волнам, однако небольшая длина делает их неудобными в спокойных водах. Универсальными каяками можно плавать и на бурных реках, и на спокойном озере, и на море с волнами, но серьезного спортивного интереса они не представляют, а рассчитаны на любителей.
Самые распространенные и самые универсальные каяки — пластиковые, изготовлены из полиэтилена, сделанные по технологии ротомолдинга, под высоким давлением (без швов), а также методом склеивания. Такие пластмассовые каяки дешевы, устойчивые к износу.
Несмотря на технический прогресс, сейчас продолжают делать каяки из дерева, которые могут иметь утилитарное прогулочное применение, а также могут быть имиджевыми вещами, так как имеют богатую отделку. Деревянные каяки перед пластиковыми имеют преимущество — они легче, но есть и серьезные недостатки — менее стойкие к повреждением, со временем могут рассыхаться с образованием щелей. Каяки из дерева могут продаваться в виде конструкторов для самостоятельной сборки.
Сравнение каяков sit-on-Top и sin-in
Sit-on-top
Каяки Sit-on-top предназначены для активного отдыха. Каякинг — это довольно новое быстро набирающее популярность массовое занятие, отличное от простого спортивного соревновательного либо экстремального занятия. Лодки этого типа легкие, удобные в эксплуатации и управлении. На них довольно безопасно, так как при переворачивании человек выпадает из лодки, а не опускается головой в воду, как это случается в каяках sit-in, которые используют «юбку» для водной защиты.
При выборе sit-on-top не нужно учится делать сложных эскимосских переворотов, ведь вы находитесь на каяке, а не в каяке. Этот тип каяков имеет разные модификации — от плоских для одного гребца до четырехместных, они могут использоваться на спокойной воде, а также на речном течении или на морских волнах.
Преимущества sin-on-top:
- простота в использовании, хранении, в самопомощи при переворачивании на воде, что особенно ценится новичками,
- небольшой вес позволяет легко переносить;
- не нужно дополнительно укомплектовывать юбкой;
- на нем можно хранить больше вещей, которые, правда, должны быть упакованы в водонепроницаемые мешки либо контейнеры;
- могут использоваться для разных функциональных целей, например как плавучая основа для дайвинга, рыбалки, на плоской поверхности лодки удобно размещать снасти и оборудование для ныряния;
- стабильно держится на воде, удобный обзор, относительная дешевизна, хороши для людей, которым трудно двигаться.
Недостатки каяков Sit-on-Top
- открытые к водной стихии, атмосферным осадках, например этот вид лодки неудобен во время дождя, поэтому его использование зависит от времени года и даже погоды;
- защиты от влаги никакой — гребец будет мокрым всегда, поскольку на пластиковой поверхности кокпита (место сидения человека) образовывается лужа; проблема решается дренажными отверстиями, которые на спокойной воде и при хорошей погоде закрываются пробкой, но таким образом проблема не решается полностью, поэтому или нужно грести аккуратно или же заниматься плаванием в теплых водах и в теплую погоду, из-за этого каяки sit-on-top называются летними;
- в холодное время нужно пользоваться гидрокостюмом, кроме того, зимнее плавание является экстремальным и практически невозможным;
- противоположная проблема — ноги могут обгореть на солнце, но это касается и всего тела;
- трудность с выполнением эскимосского переворота (хотя он возможен);
- нужда в дополнительных сидениях, которые имеют регулировку, при длительных плаваниях;
- трудность с транспортировкой;
- каяки с внешней посадкой более медленные, нежели те, у которых полая внутренность; это связано с меньшей устойчивостью и необходимость сделать sit-on-top шире.
Sit-in
При отсутствии юбки кокпит быстро заполняется водой, становится тяжелым и воду слить можно только на берегу. Нужно изучить «эскимоский переворот», который позволяет быстро перевернуть лодку в рабочее положение.
Преимущества sit-in:
- более легки в управлении и могут развивать большую скорость при меньших усилиях;
- гребец и его вещи имеет больше шансов остаться сухими;
- лучше подходят для долгих плаваний.
Недостатки sit-in:
- труднее садиться и выходить;
- кокпит небольших размеров;
- нужно использовать юбку при сильных волнах;
- тело должно быть в определенном положении, что не совсем удобно, если нужно активно двигаться в пределах лодки;
- в жаркую погоду под палубой может быть высокая температура воздуха, особенно при наличии юбки;
- доступ к вещам затруднен.
Типы по назначению
Каяки делятся на типы по их назначению:
- Для рыбалки — в основном Sit-On-Top, реже — Sit-In, также их делают с педальным приводом.
- Для серфинга — до трех метров длиной, с плоским дном и высоко поднятым носом, на них удобно кататься по высоким волнам.
- С педальным приводом — тримараны, на который можно ставить парус, лодку толкают вперед не пропеллер, а своеобразные плавники.
Виды каякинга
- Рекреационный — для прогулок, в основном двухместные или трехместные, для семейного отдыха.
- Туристический — универсальный, для заплывов на целый день или на несколько дней.
- Экстремальный — плавание по бурным рекам.
- Морской — плавание по морским волнам.
- Экспедиционный — прочные каяки для дальних плаваний, лодки такого типа иногда называют океаническими.
- Серфинг — каяк похож на серфинговую доску.
- Слаломный — профессиональный спорт «гребной слалом на каяках и каноэ», олимпийский вид спорта с 1992 года.
Каякинг может быть видом спорта, способом отдохнуть на воде или возможностью передвигаться по водной поверхности в целях рыбалки, путешествия.
На рыбалку ходил обычно на надувной лодке, но после пары нелицеприятных случаев задумался о покупке каяка. На эту мысль навел брат, который уже год как ходит на рыбалку на каяке и всегда хорошо о нем отзывается. Себе я взял NEO — довольно шуструю просторную модель, в него помещается весь скарб мой и остается еще место, выдерживает вес в 130-140 кг, больше пока не загружал. Управляется легко, очень доволен.
каяк должен быть прежде всего вместительным, иначе смысла в нем не вижу. я часто в сплавах участвую с женой и потому для нас была важна именно вместительность. Двухместный каяк Дуо заказывал на КаякМаркете — заявленным характеристикам соответствует. В сплавах уже год участвуем — каяк отлично себя ведёт.