Каноэ

ОзероВ наши дни каноэ — это спортивный снаряд. В прошлом эти лодки использовали для охоты, путешествий, транспортировки вещей и просто как транспорт, который помогал быстро и комфортно добраться из одного пункта в другой в условиях отсутствия дорог. Байдарки (каяки) вытеснили каноэ как спортивный и туристический снаряд, но не полностью. Ведь эта лодка без палубы, в туристическом варианте на ней удобней сидеть, удобней перевозить грузы, на нее легче крепить мотор. А в спортивном варианте грести не слишком удобно, ведь нужно стоять на одном колене. Но повышается спортивный интерес — труднее соблюдать устойчивость, поэтому побеждает не только тот, кто сильнее, но и кто лучше поддерживает равновесие. Это олимпийский вид спорта, поэтому, несмотря на некоторые сложности, популярность гребли на каноэ увеличивается. Традиционные каноэ, которые использовались в практичных целях и современные спортивные лодки, которые применяются для гонок, отличаются. Для того, чтобы разобраться в конструкции и характеристиках современных спортивных снарядов, нужно их исторические прототипы.

Особенности

Родина каноэ — территории Северной Америки. Лодку использовали для поиска места охоты, для перевозки грузов либо как десантное средство при военных действиях. Ирокезы делали лодки довольно грубо, очевидно для того, чтобы их было не жалко бросить время военных действий, или для одиночных заданий, например форсировать реку или озеро. В ХVII — XVIII века в Северной Америке каноэ была основной транспортной систмы. Даже в наше время в Канаде есть много труднодоступных мест, в которых отсутствует сеть удобных дорог, в подобных местностях люди пользуются каноэ как транспортным средством.

Размер лодки зависит от назначения — для охоты и перевозки одного человека достаточно длины трех метров. Если нужно бороздить морские пространства, то для этих нужд использовали каноэ, похожие на небольшие суда, их длина достигала 11 метров. Большие транспортные лодки требовали до десяти гребцов. К лодкам не крепились паруса, хотя сила ветра могла использоваться с помощью подручных средств — любой объемный предмет, закрепленный на носу, будет эффективно использовать ветер для облегчения работы гребцу. Позже индейцы начали ставить шпринтовый парус (косой четырехугольный парус, закрепленный с помощью распорки, конец которого упирается в середину мачты), этот тип паруса подходил под каноэ и местное канадское население его позаимствовало у европейцев. Чтобы лодка не смещалась от бокового ветра, вместо киля использовали весла, опущенные вертикально в воду.

По типу обводов каноэ делятся на два типа — круглошпангоутый, который ассоциируется с этим видом лодок и шарпи, которые мало распространены, так как встречаются только в регионе на границе с Аляской, они своей формой напоминают эскимосские каяки.

Конечно, в далеком прошлом каноэ не называли круглошпангоутными, но так как это название принято в современной терминологии, его удобно использовать в отношении лодок, которыми традиционно пользовались индейцы и европейские переселенцы в эпоху освоения канадских территорий. Корпус каноэ круглошпангоутного типа (шпангоут — поперечное ребро судна) обшивался березовой корой толщиной до половины сантиметра. Реже использовал кору вяза или других деревьев. Чтобы маленькие суда было легче обшивать, цельную кору надрезали в местах сгиба для того, чтобы они приобретали форму лодки. Если лодки были большими, то обшивка из нескольких кусков коры скреплялась корнями ели, которые имели диаметр половину сантиметра и длину до шести метров. Чтобы лодка не протекала, ее днище покрывали древесной смолой, таким образом днище не пропускало воду.

Для прочности ставили продольные планки, которые прижимали шпангоуты, которые ставили приблизительно через каждые 10 сантиметров. Обвод делался из бруса, которые состоял из трех реек. Бимсы — это распорки, которые не давали позволяли сохранить форму лодки. Не смотря на то, что бимсы располагались поперек судна, словно сиденья, на самом деле садиться на них не принято. Штевни (передняя и задняя планки) оберегали нос и корму, их часто для красоты и повышения прочности оплетали корнями.

В каноэ-шарпи есть рама, которая рассредоточивает нагрузку по всему днищу. Дно покрывает двойной слой коры. На лодках этого типа иногда делали палубы.

Постройка

Круглошпангоутное каное у индейцев-мелисайтов в среднем имело длину пять метров (получалась вместимая и одновременно маневренная лодка). Она строилась следующим образом:

  • из земли или из досок значительной толщины сооружали очертания киля, эта форма называлась «земляной постелью»;
  • на «земляную постель» укладывают обшивку, на которую ставят привальные брусья, которые распирают брусьями;
  • привальные брусья прижимают к земле с помощью камней, загнутые края обшивки фиксируют с помощью кольев, забитых в землю;
  • после снятия камней привальные брусья поднимают и крепятся по меткам, которые задают высоту борта и седловатость — кривизну, с помощью которой уменьшается вероятность заливания палубы водой;
  • когда обшивка прикреплена к привальным брусьям, корпус ставят в перевернутом виде на деревянные козлы, после чего заделывают оконечности;
  • внутрь корпуса вставляются распорки, которые формой повторяют поперечный разрез лодки, а также распаренные шпангоуты. После этого на обшивку накладываются продольные планки.

Каное по типу шарпи строят так же, только под днище ставят раму, которая формирует днище нужной формы.

Типы индейских каноэ:

  • с высокими бортами и широким днищем, их можно было использовать как импровизированную палатку, перевернув на бок;
  • с низким бортом на корме и носу, их использовали на небольших речках, заросших камышом;
  • для больших открытых водоемах старались делать лодки с поднятым носом и кормой, чтобы они могли быть своеобразным парусом, помогая движению лодки при попутном ветре.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *