Гимнастика для пальцев не только улучшает их подвижность и гибкость, но и влияет на развитие речевого аппарата детей. В процессе тренировки происходит стимуляция умственного и физического развития — в лёгкой и интересной для малыша форме. С помощью развивающих пальчиковых «игр» ребёнок готовится рисовать, писать буквы и цифры, выполнять движения, требующие точности. Когда мама или папа произносят текст упражнений, малыш приучается внимательно слушать их, а движения рук и пальцев помогают ему постепенно начать улавливать смысл слов. В процессе тренировок улучшается общая координация, что благоприятно сказывается на развитии опорно-двигательного аппарата маленького человека.
Гимнастика для новорожденных
Оглавление
Начинать заниматься такой гимнастикой можно с первых дней жизни. Сначала это будут пассивные упражнения — лёгкий приятный массаж, который делает малышу кто-то из родителей.
Исходное положение: одна рука взрослого мягко держит массируемую ручку ребёнка, другая выполняет упражнения.
1) Медленно гладить ручку ребёнка с лёгкими надавливаниями — от кончиков пальцев к запястью;
2) Сгибать и разгибать каждый пальчик по очереди, делать каждым пальчиком движения по кругу;
3) Растирать ручку, немного сдвигая кожу;
4) Легко ударять по ручке ребёнка концами пальцев, которые держатся в полусогнутом положении.
Этот комплекс-массаж можно делать ежедневно 2-3 минуты.
В 9 месяцев можно приступить к энергичной гимнастике. Задача — задействовать как можно большее количество пальцев с помощью различных активных движений. Ребёнок может что-нибудь рвать, катать, перекладывать из одной руки в другую — с помощью родителей или самостоятельно.
Варианты выполнения задания, во время которого родители рассказывают стихотворение или напевают его:
один из родителей сажает ребёнка на колени и слегка подбрасывает;
мама или папа хлопают в ладоши, качают головой или цокают языком в ритме слов;
можно использовать шумовые инструменты (ложки, трещотки), обозначая ими ритм.
Стихотворение:
«На лошадке мы поедем — но,но,но!
Мы поедем в гости к детям — но, но, но!
Как лошадка быстро мчится — но, но, но!
Звонко цокают копытца — но, но, но!»
Чем старше дети, тем разнообразнее можно делать это упражнение.
Упражнение «Скачет лошадка» (обе руки действуют одновременно, пальцы ребёнка массируются по направлению от концов к ладони)
Исходное положение — кто-то из родителей и ребёнок сидят друг напротив друга (или малыш лежит, а взрослый стоит рядом).
1) Ладонями легко хлопать по ладошкам малыша, произносить слова:
«Скачет быстрая лошадка по полям,
Скачет весело лошадка в гости к нам.
Ветер вьётся за лошадкой — догоняй!
Просит он: «Со мной, лошадка, поиграй.»
2) Массировать мизинцы со словами:
«Вдоль реки бежит лошадка по траве,»
3) Безымянные пальцы:
«Ветерок над ней купается в листве.»
4) Средние пальцы:
«Скачет быстрая лошадка — догоняй!»
5) Указательные пальцы:
«Я кричу: «Со мной, лошадка, поиграй.»
6) Большие пальцы:
«Вот лошадка прискакала к нам домой,
Пусть она теперь побегает со мной»
Гимнастика с полутора лет
В полтора года ребёнок уже сам может придумывать занятия для своих пальчиков, нужно только направить его внимание на творческий поиск. Пусть вокруг будут непослушные верёвочки и шнурки, хитрые скользкие пуговицы, куклы, которым нужно заплести волосы, пряжки от сумок, молнии и кнопки от одежды… Можно смастерить игрушку или коврик с нашитыми на них деталями для развития мелкой моторики пальцев, вместе придумывать задания на внимание (застегнуть все пуговицы, найти предметы одинакового цвета и т. п.).
С этого возраста ребёнок в силах осваивать комплекс специальных упражнений для развития мелкой моторики. 5-ти минут занятий несколько раз в день будет вполне достаточно, ведь задача родителей — не утомить внимание ребёнка, а весело провести время вместе. Перед гимнастикой проводится короткая разминка — с помощью кистей рук, ладоней и самих пальцев изображаются камень и лист бумаги, движения головы лебедя, солнышко с лучами, замок, ножницы, игра на фортепиано, бегущие человечки и т. п.
Сами развивающие упражнения включают в себя забавные стихи и движения рук и пальцев, связанные между собой по ритму и ассоциациям. Начинать нужно с лёгких заданий, по мере освоения добавлять новые или заменять уже освоенные, а также убирать те, которые детям скучны или сложны. Постепенно малыш запоминает слова и движения упражнений, и впоследствии родители могут практиковать различные варианты их выполнения (говорить и делать вместе с ребёнком, слова говорят взрослые, а ребёнок выполняет движения, наоборот — ребёнок проговаривает стишок, а взрослые делают соответствующие упражнения, и, наконец, ребёнок сам выполняет всё упражнение).
Упражнение «Моя лошадка» (выполняется неспешно, одна рука массирует другую)
1) Поглаживать кисти рук со словами:
«Очень я люблю лошадку!»
2) Поглаживать каждый палец:
«Заплету ей гриву гладко,
Шёрстку расчешу и хвостик,»
3) Стучать пальцами по столу:
«А потом поеду в гости.»
Упражнение «Лошадки на прогулке» (обе руки одновременно делают упражнение)
1) Пальцы «ползают» по столу вперёд и назад:
«По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.»
2) Постукивать пальцами по столу:
«Цок-цок-цок, цок-цок-цок —
Что за резвый табунок!»
3) Гладить одну кисть другой, как бы моя руки:
«Вот на травке повалялись,
В речке тёплой искупались…»
4) Снова передвигать пальчики по столу вперёд и назад:
«Громко крикнут: «И-го-го!»
И умчатся далеко…»
Упражнение «Моя лошадка» (выполняется обеими руками одновременно)
Исходное положение: сидя за столом.
1) Вести ладони по поверхности стола со словами:
«Пролегла дорожка гладко,
Скачет вдоль по ней лошадка.»
2) Пальчиками постукивать по столу:
«Цок – цок – цок, цок – цок – цок –
Через поле во лесок.»
3) Шевелить пальчиками в свободном порядке:
«У моей лошадки грива
Вьётся по ветру красиво.»
4) Гладить ладонью одной руки по другой ладони:
«Очень я её люблю —
Часто сахаром кормлю».
Гимнастика для пальцев полезна ребёнку также в дошкольном возрасте и во время учёбы в начальных классах. В этот период формируется почерк, нагрузка на мышцы кистей и пальцев возрастает. Упражнения для развития мелкой моторики помогут детям избежать зажимов руки при письме. А ещё совместные занятия и игры сближают семью и создают условия для полноценного развития детей.