Упражнение артикуляционной гимнастики Бегемотик

У логопедаАртикуляционная гимнастика применяется для развития речевого аппарата детей. Её можно проводить как для коррекции дефектов произношения, так и для их профилактики. Артикуляционная гимнастика бегемотик и другие виды гимнастики в игровой форме вовлекают ребёнка в процесс занятий. Зарядка может превратиться в прогулку по зоопарку или путешествие. Кроме того, воспроизведение визуальных образов помогает запоминать выполняемые действия.

Особенности

Оглавление

Вырабатывая правильное произношение звуков, надо иметь чёткое представление о звуковом артикуляционном укладе, то есть в какой позиции при воспроизведении определённого звука будут находиться органы речевого аппарата. По этой причине, перед тем, как начать работать с ребёнком, надо выучить все действия, отрабатывая звуки по отдельности перед зеркалом. При возникновении вопросов и трудностей нужно использовать логопедические пособия.

Упражнения позволяют развить умение сохранять нужное положение челюсти, подвижность губ и язычных мышц.

Основные принципы:

  • Ежедневная отработка и повторение пройденного.
  • Занятие должно включать в себя 2-3 упражнения.
  • Время проведения не должно занимать больше 5 минут.
  • Тренировки проводятся только при хорошем самочувствии и настроении.
  • Усложнение программы занятия должно бить постепенным.
  • Можно учить только одно новое упражнение за тренировку, по всем остальным проводится только закрепление.

Проведение занятий требует спокойствия и расслабленности. Тренироваться лучше сидя, сосредоточившись на мимике взрослого. Возможность смотреть на собственное лицо, позволяет ребёнку лучше контролировать свои движения.

Перед зеркалом

Упражнения

Ниже представлены стихотворения и соответствующие действия.

Бегемотик

Рот пошире открываем,

В бегемотов поиграем:

Шире мы разинем ротик,

Чем голодный бегемотик.

Сразу закрывать не станем,

А сначала сосчитаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем снова отдыхать.

Надо широко раскрыть рот и досчитать до пяти, после чего закрыть его. Действия повторяются 3-4 раза. Изображая бегемотика в артикуляционной гимнастике, мы тренируем челюстные мышцы.

Лягушка

Лягушка улыбается

Своим огромным ртом.

Смотрите, как старается,

Мы тоже так начнём.

Ей очень это нравится, —

Улыбка до ушей.

И мы как лягушата

Смеёмся вместе с ней.

Ребёнок, показывает сжатые зубы, потом нужно расслабить мышцы. Число повторов — 3-4.

Слоник

Я слонёнку покажу,

Что я быть как он могу…

Губы хоботом сложу,

Потянув их, напрягу

И немного подержу.

Надо выдвинуть губы трубочкой и «втягивать воду», немного причмокивая. Потребуется несколько повторений.

Лягушка и слонёнок

В улыбке губы к ушкам

Тяну я как лягушка.

А сейчас слонёнок я.

Смотри-ка, — хобот у меня.

Нужно несколько раз повторять по очереди два предыдущих упражнения.

Змея

Мы змейке подражаем,

Её изображая.

Не забудь язык напрячь,

Покажи его и спрячь.

В улыбке ребёнок показывает язык, затем прячет. Число повторений — 3-4.

Лошадка

Здравствуй, лошадь с серым боком,

Цок-цок-цок-цок-цок.

Постучи копытом звонко!

Цок-цок-цок-цок-цок.

Взмахнув хвостом и гривой гладкой,

Цок-цок-цок-цок-цок,

Прокати скорей, лошадка!

Цок-цок-цок-цок-цок.

Нужно щёлкать как можно громче и энергичнее, не двигая челюстями.

Расчёска

С волосами я дружу,

Причешу их, уложу.

Очень рада мне причёска,

А зовут меня расчёска.

Улыбнуться, прикусить язычок. В процессе выполнения следует протаскивать его между зубными рядами вперёд и обратно, как будто «расчёсывая».

Часы

Налево и направо

Язык скользит лукаво:

Как маятник часов,

Качаться он готов.

Ребёнок дотягивается языком то до левого уголка рта, то до правого. Повторять нужно до десяти раз.

Лодка

Парусная лодка

По воде плывёт,

И на прогулку ловко

Ребят она везёт.

Удерживать язычок за верхним зубным рядом до пяти секунд, понемногу увеличивая время до десяти.

Футбол

Во дворе столпились люди,

Там игра большая будет.

И готов вратарь наш, Лёша,

Мяч любой поймать он должен.

Сложить губы в трубочку и пытаться сдуть комочек из ваты. Вдыхать следует через нос, выдыхать через рот. Щёки не должны раздуваться.

Качели

На качелях прокачусь:

Взлечу наверх почти до птиц,

До самой крыши дотянусь,

И сразу же спущусь я вниз.

Считаем: «раз» — поместить кончик языка за нижние зубы, «два» — расположить его за верхним зубным рядом. Потребуется около пяти повторов.

Тесто

Тесто мнём, мнём, мнём,

Тесто жмём, жмём, жмём.

Скалку мы потом возьмём,

Тесто ровно раскатаем,

Слепим пироги с грибами,

Запекаться их поставим.

В улыбке покусать язык — «та-та-та», прошлёпать губами — «пя-пя-пя».

Блины

Напекли блинов немножко,

Остудили у окошка.

Подадим их со сметаной,

Позовём на ужин маму.

Уложить широкий язык на нижнюю губу и оставить его в такой позиции на пять секунд.

Варенье

Такое сладкое варенье!

Осталась капля на губе.

К ней язык я подниму

И всё варенье вмиг слизну.

Приоткрыть рот и облизать верхнюю губу, не используя при этом нижнюю. Количество повторений — 4-5 раз.

Чашка

Мы все блинчики доели,

Чаю выпить захотели.

Язычок до носа тянем,

Чашку выше поднимаем.

Надо улыбнуться и разместить язык наверху в форме чаши. Если «чашку» не выходит изобразить, следует повторять попытки выполнить упражнение. Со временем всё получится.

Гармошка

Раскроем ротик, крошки, —

Сыграем на гармошке!

Мы язык не опускаем,

Только ротик открываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам не сложно повторять!

Прижать язык к нёбу, чтобы подъязычная уздечка натянулась («ножка гриба»). Затем, не отпуская язычок, закрывать и приоткрывать рот 5-6 раз.

Гриб

Под берёзкой, у дорожки

Гриб растёт на белой ножке.

Мимо точно не пройдём,

В корзину мы его кладём.

Прижать язык к нёбу, снова имитируя грибную ножку. Эта позиция должна удерживаться примерно 5-10 секунд. Если изобразить гриб не удаётся, необходимо повторить упражнение «лошадка». Цель занятия — увеличить эластичность подъязычной связки.

Дятел

Дятел на ветвях сидит

И по дереву стучит.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Громко раздаётся стук.

Поставить язычок за верхний зубной ряд, звонко, отчётливо много раз проговорить: «Д-Д-Д…». Скорость выполнения надо постепенно увеличивать, челюсти не сжимать.

Машина

По шоссе машина мчит,

Во все стороны рычит.

Бойкий за рулём шофёр,

«Дын-дын-дын» — шумит мотор.

Постановка языка та же, что и в «дятле», следует внятно много раз повторить: «Дын-Дын-Дын». Понемногу следует ускоряться, челюсти не смыкать. Затем добавить движение ватной палочкой или пальцем поперёк языка.

Важно, чтобы у ребёнка не пропадал интерес к гимнастике. Нужно периодически учить новые стихотворения, придумывать увлекательные сценарии занятий. Любые успехи должны поощряться, проблемные моменты индивидуально прорабатываться, тогда результат не заставит себя ждать.

Занятие

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *