Артикуляционная гимнастика применяется для развития речевого аппарата детей. Её можно проводить как для коррекции дефектов произношения, так и для их профилактики. Артикуляционная гимнастика бегемотик и другие виды гимнастики в игровой форме вовлекают ребёнка в процесс занятий. Зарядка может превратиться в прогулку по зоопарку или путешествие. Кроме того, воспроизведение визуальных образов помогает запоминать выполняемые действия.
Особенности
Оглавление
Вырабатывая правильное произношение звуков, надо иметь чёткое представление о звуковом артикуляционном укладе, то есть в какой позиции при воспроизведении определённого звука будут находиться органы речевого аппарата. По этой причине, перед тем, как начать работать с ребёнком, надо выучить все действия, отрабатывая звуки по отдельности перед зеркалом. При возникновении вопросов и трудностей нужно использовать логопедические пособия.
Упражнения позволяют развить умение сохранять нужное положение челюсти, подвижность губ и язычных мышц.
Основные принципы:
- Ежедневная отработка и повторение пройденного.
- Занятие должно включать в себя 2-3 упражнения.
- Время проведения не должно занимать больше 5 минут.
- Тренировки проводятся только при хорошем самочувствии и настроении.
- Усложнение программы занятия должно бить постепенным.
- Можно учить только одно новое упражнение за тренировку, по всем остальным проводится только закрепление.
Проведение занятий требует спокойствия и расслабленности. Тренироваться лучше сидя, сосредоточившись на мимике взрослого. Возможность смотреть на собственное лицо, позволяет ребёнку лучше контролировать свои движения.
Упражнения
Ниже представлены стихотворения и соответствующие действия.
Бегемотик
Рот пошире открываем,
В бегемотов поиграем:
Шире мы разинем ротик,
Чем голодный бегемотик.
Сразу закрывать не станем,
А сначала сосчитаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем снова отдыхать.
Надо широко раскрыть рот и досчитать до пяти, после чего закрыть его. Действия повторяются 3-4 раза. Изображая бегемотика в артикуляционной гимнастике, мы тренируем челюстные мышцы.
Лягушка
Лягушка улыбается
Своим огромным ртом.
Смотрите, как старается,
Мы тоже так начнём.
Ей очень это нравится, —
Улыбка до ушей.
И мы как лягушата
Смеёмся вместе с ней.
Ребёнок, показывает сжатые зубы, потом нужно расслабить мышцы. Число повторов — 3-4.
Слоник
Я слонёнку покажу,
Что я быть как он могу…
Губы хоботом сложу,
Потянув их, напрягу
И немного подержу.
Надо выдвинуть губы трубочкой и «втягивать воду», немного причмокивая. Потребуется несколько повторений.
Лягушка и слонёнок
В улыбке губы к ушкам
Тяну я как лягушка.
А сейчас слонёнок я.
Смотри-ка, — хобот у меня.
Нужно несколько раз повторять по очереди два предыдущих упражнения.
Змея
Мы змейке подражаем,
Её изображая.
Не забудь язык напрячь,
Покажи его и спрячь.
В улыбке ребёнок показывает язык, затем прячет. Число повторений — 3-4.
Лошадка
Здравствуй, лошадь с серым боком,
Цок-цок-цок-цок-цок.
Постучи копытом звонко!
Цок-цок-цок-цок-цок.
Взмахнув хвостом и гривой гладкой,
Цок-цок-цок-цок-цок,
Прокати скорей, лошадка!
Цок-цок-цок-цок-цок.
Нужно щёлкать как можно громче и энергичнее, не двигая челюстями.
Расчёска
С волосами я дружу,
Причешу их, уложу.
Очень рада мне причёска,
А зовут меня расчёска.
Улыбнуться, прикусить язычок. В процессе выполнения следует протаскивать его между зубными рядами вперёд и обратно, как будто «расчёсывая».
Часы
Налево и направо
Язык скользит лукаво:
Как маятник часов,
Качаться он готов.
Ребёнок дотягивается языком то до левого уголка рта, то до правого. Повторять нужно до десяти раз.
Лодка
Парусная лодка
По воде плывёт,
И на прогулку ловко
Ребят она везёт.
Удерживать язычок за верхним зубным рядом до пяти секунд, понемногу увеличивая время до десяти.
Футбол
Во дворе столпились люди,
Там игра большая будет.
И готов вратарь наш, Лёша,
Мяч любой поймать он должен.
Сложить губы в трубочку и пытаться сдуть комочек из ваты. Вдыхать следует через нос, выдыхать через рот. Щёки не должны раздуваться.
Качели
На качелях прокачусь:
Взлечу наверх почти до птиц,
До самой крыши дотянусь,
И сразу же спущусь я вниз.
Считаем: «раз» — поместить кончик языка за нижние зубы, «два» — расположить его за верхним зубным рядом. Потребуется около пяти повторов.
Тесто
Тесто мнём, мнём, мнём,
Тесто жмём, жмём, жмём.
Скалку мы потом возьмём,
Тесто ровно раскатаем,
Слепим пироги с грибами,
Запекаться их поставим.
В улыбке покусать язык — «та-та-та», прошлёпать губами — «пя-пя-пя».
Блины
Напекли блинов немножко,
Остудили у окошка.
Подадим их со сметаной,
Позовём на ужин маму.
Уложить широкий язык на нижнюю губу и оставить его в такой позиции на пять секунд.
Варенье
Такое сладкое варенье!
Осталась капля на губе.
К ней язык я подниму
И всё варенье вмиг слизну.
Приоткрыть рот и облизать верхнюю губу, не используя при этом нижнюю. Количество повторений — 4-5 раз.
Чашка
Мы все блинчики доели,
Чаю выпить захотели.
Язычок до носа тянем,
Чашку выше поднимаем.
Надо улыбнуться и разместить язык наверху в форме чаши. Если «чашку» не выходит изобразить, следует повторять попытки выполнить упражнение. Со временем всё получится.
Гармошка
Раскроем ротик, крошки, —
Сыграем на гармошке!
Мы язык не опускаем,
Только ротик открываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам не сложно повторять!
Прижать язык к нёбу, чтобы подъязычная уздечка натянулась («ножка гриба»). Затем, не отпуская язычок, закрывать и приоткрывать рот 5-6 раз.
Гриб
Под берёзкой, у дорожки
Гриб растёт на белой ножке.
Мимо точно не пройдём,
В корзину мы его кладём.
Прижать язык к нёбу, снова имитируя грибную ножку. Эта позиция должна удерживаться примерно 5-10 секунд. Если изобразить гриб не удаётся, необходимо повторить упражнение «лошадка». Цель занятия — увеличить эластичность подъязычной связки.
Дятел
Дятел на ветвях сидит
И по дереву стучит.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
Громко раздаётся стук.
Поставить язычок за верхний зубной ряд, звонко, отчётливо много раз проговорить: «Д-Д-Д…». Скорость выполнения надо постепенно увеличивать, челюсти не сжимать.
Машина
По шоссе машина мчит,
Во все стороны рычит.
Бойкий за рулём шофёр,
«Дын-дын-дын» — шумит мотор.
Постановка языка та же, что и в «дятле», следует внятно много раз повторить: «Дын-Дын-Дын». Понемногу следует ускоряться, челюсти не смыкать. Затем добавить движение ватной палочкой или пальцем поперёк языка.
Важно, чтобы у ребёнка не пропадал интерес к гимнастике. Нужно периодически учить новые стихотворения, придумывать увлекательные сценарии занятий. Любые успехи должны поощряться, проблемные моменты индивидуально прорабатываться, тогда результат не заставит себя ждать.