Артикуляционная гимнастика проводится с дошкольниками по возрастным группам. Целью занятий является развитие мышц, постановка полноценных движений языкового аппарата для четкого произношения звуков и соединения их в четкую речь. Гимнастика для тренировки речевого аппарата состоит из общефизических и дыхательных упражнений. Общефизические упражнения подготавливают детей младшей группы детского сада к восприятию сложных упражнений, какой является артикуляция для ребенка младшего возраста. Дыхательная гимнастика развивает глубину дыхания, стабильность цикла «вдох-выдох». С упражнением Ежик артикуляционная гимнастика сможет помочь ребятам развивать мышцы речевого аппарата для более четкого выговаривания звуков.
Разминка
Оглавление
Воспитатель выстраивает детей на ковре в зале. Дети стоят прямо, спины выпрямлены, руки свободно опущены, дыхание ровное спокойное.
Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте про кого она.
У меня в иголках шерстка и в норе запасов горстка,
Лучше ты меня не трожь, я — колючий серый … (хором) Ёж!
Воспитатель проводит разминку: прямая ходьба, ходьба по кругу, бег или прыжки, затем спокойная ходьба и потягивания. Упражнения делаются по 10-15 секунд.
https://www.youtube.com/watch?v=0SAv_U3H-MM
Базовая часть
Воспитатель для проведения артикуляционной гимнастики надевает на руку куклу ёжика: Посмотрите, ребята, а вот и ёжик.
Ёжик: Здравствуйте, дети. Чувствуете, как пахнет в лесу?
Как я нюхаю? Дышу носом, а выдыхаю ртом.
Воспитатель управляет ёжиком: Ребята, понюхаем вместе (дыхательное упражнение шумный вдох носом, выдох через рот)
Молодцы, садимся на коврик, покажем ёжику как мы умеем играть пальчиками и язычком. (Дети садятся в круг, воспитатель ведёт занятие)
Важно! Достаточно 3-5 упражнений по выбору воспитателя, который обязан ориентироваться на состав группы. Во время рассказа простой истории о ёжике сделать Трубочку, Скамеечку, Бублик, Иголочку, Заборчик, Часики, Качельки и другие. Причем упражнение Скамеечка, в котором произносят глухой звук Ф – Ф – Ф делается несколько раз между другими упражнениями. Скамеечка быстро расслабляет артикуляционные мышцы, восстанавливает темп дыхания.
Окончание занятия
Во время заминки необходимо снять возникшее мышечное и нервное напряжение у детей. Рекомендуемые упражнения:
Ёжик загорает – все ложатся на коврик на живот, через 15-20 секунд переворачиваются на спину.
Ветер – лежа на спине, дети поднимают руки и ноги, двигают ими в воздухе, создавая «ветер» в течение 10 секунд.
Домой – все встают, говорят «До свидания» ёжику. Воспитатель заканчивает занятие.
Принципы
Главные принципы проведения артикуляционной гимнастики.
- Регулярность – при необходимости занятия должны быть ежедневными.
- Постепенность – вводить новые упражнения после освоения старых артикуляционных приёмов.
- Последовательность – идти от простых упражнений к сложным.
- Эмоциональность – обязательна игровая форма проведения занятий с детьми.