В среднем формирование произношения завершается к пяти годам, если в этом возрасте всё ещё есть проблемы, следует обратиться к врачу-логопеду. Это не значит, что до пяти лет за речью можно не следить. Важно контролировать и тренировать произношение, не умиляясь детскому искажению слов. Чтобы научить ребёнка выговаривать звуки Т и ТЬ (если это у него не получается), следует регулярно проводить специальную гимнастику. Прежде чем приступить к занятиям, важно уметь объяснять и показывать, как заниматься артикуляционной гимнастикой на звук Т на своём примере. Количество повторений лучше увеличивать постепенно.
Тренируем артикуляцию
Оглавление
Артикуляция звука Т. В исходной позиции губы должны быть приоткрыты, щель между рядами зубов 5 мм. Язык кончиком прижимается к верхним альвеолам (углублениям в челюстях, где находятся зубные корни), смыкаясь с ними, при этом произносятся гласные А, О, У, Ы. При выполнении упражнения мягкое нёбо приподнимается, размыкаются гортанные складки, а поток воздуха имеет толчкообразный характер.
Артикуляционная гимнастика для постановки звука ТЬ. Упражнение выполняется молча, не должно быть вибраций и подрагивания связок. Кончиком языка нужно дотронуться до нижнего ряда зубов. Верхняя его часть в этом положении должна быть выпуклой, прислонённой спереди к бугоркам за верхним зубным рядом. При выдохе воздушный поток должен отрывать язык от бугорков.
Гимнастика для постановки звука T
Постановка звука Т
Есть несколько методов:
- Нужно выбрать несколько слов или слогов, с сочетанием звуков ТА, повторяя их, ребёнок тренирует постановку Т.
- Исходное положение — язык находится между зубов и плотно прижимается челюстями с обеих сторон. Затем делается глубокий вдох. После получения межзубного Т, он убирается назад.
- Исходное положение — язык между зубов. Далее приоткрыть в улыбке зубы и слегка «поплевать».
- Т тренируется как производный звук от П. Начать с нескольких повторений ПА — ПА, прислонив кончик языка в его широком месте к нижней губе. Потом нужно повторить исходные звуки в улыбке, при этом должно прозвучать ТА — ТА.
- Межзубное положение кончика, опять тренировка от П. Нужно несколько раз повторить ПА — ПА, в это время нужно раздвинуть губы большим и указательным пальцем. Если всё сделано правильно, должно прозвучать ТА — ТА.
Постановка звука ТЬ
Методы:
- Вначале ребёнок проговаривает немного другое сочетание звуков — ТА.
- Чтобы смягчить твёрдый слог, специальной лопаткой нужно слегка прижать и опустить вниз кончик языка, должен получиться звук ТЯ.
- Звук ТЬ получают от при пощёлкивании кончиком языка за сомкнутыми зубами.
- Во время щелчка издаётся мягкое цоканье (похожий звук дети издают, попробовав вкусную еду), звук должен получиться близким к ТЬ. Потренировавшись, его можно улучшить, если язык не прижимать к нёбу, а пытаться «выдуть» его наружу.
Игровые упражнения
Поддержать интерес помогут упражнения в игровой форме:
- «Чистим зубки». Ребёнок в улыбке приоткрывает зубы, слегка открывает рот и кончиком языка проходит сначала по верхним, потом по нижним зубам с обратной стороны, двигаясь влево и вправо.
- «Лопатка». Надо улыбнуться, приоткрыть рот, поместить широкую часть переднего края языка на нижнюю губу. Такое положение сохраняется, пока взрослый считает от 1 до 10. Можно начать с 5 секунд, затем постепенно увеличить время до 10 секунд.
- «Трубочка». Вначале нужно из открытого рта высунуть язык и вытянуть его как можно сильнее. Затем, сужая, напрячь его. Положение сохраняется около 10 секунд.
- «Качаемся на качелях». Улыбнувшись, нужно слегка открыть рот и прислонить к нижнему зубному ряду кончик языка (в его широкой части). Вначале он находится за нижними зубами, потом перемещается за верхние. Позиции вверх и вниз меняются несколько раз.
- «Горка». Опять исходное положение — приоткрытый в улыбке рот, кончик языка прислонён к нижнему ряду зубов. Далее он выгибается дугой, плотно соприкасаясь с нижними зубами.
- «Горный ветер». Ребёнок улыбается с приоткрытым ртом. Пока язык выгнут дугой, не торопясь, нужно плавно подуть в его центр. Поток воздуха должен быть холодным.
Не нужно спешить и оказывать давление на ребенка, нужно заниматься ежедневно и результат обязательно будет, у кого-то из детей раньше, у кого-то позже. Терпение, и ещё раз терпение! Главное, внимательно следить за техникой выполнения артикуляционной гимнастики, прислушиваться к индивидуальным потребностям и особенностям ребёнка.
https://www.youtube.com/watch?v=clrrD3YvcgM