Правильное произношение звуков достигается благодаря улучшению подвижности и координации артикуляционных органов: языка, губ, неба, челюсти. Специальные упражнения сориентируют малыша на быстрое овладение речью.
Общие принципы проведения
Оглавление
Дошкольникам раннего возраста упражнения общего комплекса артикуляционной гимнастики помогут развить мышцы, отвечающие за речь, в частности развиваются мышцы языка, улучшается координация движений этого органа. Дети 5 – 7 лет посредством зарядки справляются с имеющимися речевыми нарушениями. Ежедневное проведение в течение 20 минут способствует закреплению навыков. Каждое упражнение выполняется по 6 – 8 раз. Проводить занятия следует в игровой форме, вызывая живой интерес малыша.
Для выполнения упражнений потребуется зеркало. С его помощью ребенок будет зрительно контролировать работу речевых органов. Любое дело требует определенных умений, навыков. Отбирая упражнения, выдерживают очередность: от простого, базового уровня к более сложному.
Общую артикуляционную гимнастку выполняют в сидячем положении: у малыша ровная спина, тело находятся в состоянии покоя.
Подобрать индивидуальные упражнения для развития речи поможет логопед. Выполнение сопровождается показом соответствующих картинок.
Особенности занятий
Родителям с раннего возраста следует проявить заботу о развитии речи ребенка, профилактике нарушений звукопроизношения. Занятия для языка начинают со статических упражнений. После освоения переходят к более сложным – динамическим.
Самое легкое упражнение, доступное годовалому малышу – дуть в трубочку. Освоив его, ребенок:
- получит отличное настроение;
- начнет тренировку речевого аппарата;
- получит навыки постановки правильного дыхания.
По мере роста малыша можно предлагать ему игровые упражнения. Время на гимнастику – 10 – 20 минут. Начинать с 2 – 3 простых упражнений, постепенно добавляя новые, усложненные.
Речевые упражнения
Примерный комплекс артикуляционной гимнастики:
- «Улыбочка» – самое простое упражнение. Попросить ребенка улыбнуться, не показывая зубы. Удерживать губы в таком положении на счет взрослого от 1 до 5.
- «Заборчик» – упражнение выполняется в напряженной улыбке с обнаженными зубами. Время выполнения – 5 секунд.
- Чередование первых двух упражнений. Достаточно будет 3 повторений.
- «Бегемотик» – малыш широко открывает рот. Упражнение выполняется под счет взрослого.
- Жарко – холодно – сначала открыть рот, затем закрыть.
- «Змейка» – узкий напряженный язычок малыш высовывает наружу, как можно дальше. Затем прячет его за губами. Повторить 6 – 8 раз.
- «Блинчик» – широкий расслабленный язык малыш кладет на нижнюю губу. Упражнение выполняется под счет. После кратковременного расслабления следует 2 раза повторить.
- «Часики» – ребенок перемещает язык из одного уголка губ в другой под счет «тик-так».
- «Качели» – рот малыша открыт. Язык поднимается к верхнему небу, затем опускается. Сопровождается счетом взрослого «вверх – вниз».
- «Киска сердится – рот ребенка в открытом положении. Язык прижать к нижним зубам, сделать его горочкой, слегка покусать. Повторить упражнение 3 раза.
- «Чистим зубки – кончиком языка провести от одного края к другому по верхнему ряду зубов. Повторяем для нижних зубов.
- «Мячик» – губы сомкнуты. Языком попеременно касаться внутренней стороны щечек.
- «Лошадка» – громко, медленно цокать. Для этого, подтягивая уздечку, приставить язык к верхнему небу, потом резко опустить, получится цокающий звук.
Выполняя с малышом речевую гимнастику, следует чередовать упражнения. Сопровождать элементы можно рассказами о животных, веселыми стихами, песенками. Если у ребенка не получается, родителям нужно проявить терпение, спокойствие, действия сопровождать похвалой.