Упражнения общего комплекса логопедической гимнастики

На урокеПравильное произношение звуков достигается благодаря улучшению подвижности и координации артикуляционных органов: языка, губ, неба, челюсти. Специальные упражнения сориентируют малыша на быстрое овладение речью.

Общие принципы проведения

Оглавление

Дошкольникам раннего возраста упражнения общего комплекса артикуляционной гимнастики помогут развить мышцы, отвечающие за речь, в частности развиваются мышцы языка, улучшается координация движений этого органа. Дети 5 – 7 лет посредством зарядки справляются с имеющимися речевыми нарушениями. Ежедневное проведение в течение 20 минут способствует закреплению навыков. Каждое упражнение выполняется по 6 – 8 раз. Проводить занятия следует в игровой форме, вызывая живой интерес малыша.

Варианты упражнений

Для выполнения упражнений потребуется зеркало. С его помощью ребенок будет зрительно контролировать работу речевых органов. Любое дело требует определенных умений, навыков. Отбирая упражнения, выдерживают очередность: от простого, базового уровня к более сложному.

Общую артикуляционную гимнастку выполняют в сидячем положении: у малыша ровная спина, тело находятся в состоянии покоя.

Подобрать индивидуальные упражнения для развития речи поможет логопед. Выполнение сопровождается показом соответствующих картинок.

Особенности занятий

Родителям с раннего возраста следует проявить заботу о развитии речи ребенка, профилактике нарушений звукопроизношения. Занятия для языка начинают со статических упражнений. После освоения переходят к более сложным – динамическим.

Самое легкое упражнение, доступное годовалому малышу – дуть в трубочку. Освоив его, ребенок:

  • получит отличное настроение;
  • начнет тренировку речевого аппарата;
  • получит навыки постановки правильного дыхания.

По мере роста малыша можно предлагать ему игровые упражнения. Время на гимнастику – 10 – 20 минут. Начинать с 2 – 3 простых упражнений, постепенно добавляя новые, усложненные.

Речевые упражнения

Примерный комплекс артикуляционной гимнастики:

  1. «Улыбочка» – самое простое упражнение. Попросить ребенка улыбнуться, не показывая зубы. Удерживать губы в таком положении на счет взрослого от 1 до 5.
  2. «Заборчик» – упражнение выполняется в напряженной улыбке с обнаженными зубами. Время выполнения – 5 секунд.
  3. Чередование первых двух упражнений. Достаточно будет 3 повторений.
  4. «Бегемотик» – малыш широко открывает рот. Упражнение выполняется под счет взрослого.
  5. Жарко – холодно – сначала открыть рот, затем закрыть.
  6. «Змейка» – узкий напряженный язычок малыш высовывает наружу, как можно дальше. Затем прячет его за губами. Повторить 6 – 8 раз.
  7. «Блинчик» – широкий расслабленный язык малыш кладет на нижнюю губу. Упражнение выполняется под счет. После кратковременного расслабления следует 2 раза повторить.
  8. «Часики» – ребенок перемещает язык из одного уголка губ в другой под счет «тик-так».
  9. «Качели» – рот малыша открыт. Язык поднимается к верхнему небу, затем опускается. Сопровождается счетом взрослого «вверх – вниз».
  10. «Киска сердится – рот ребенка в открытом положении. Язык прижать к нижним зубам, сделать его горочкой, слегка покусать. Повторить упражнение 3 раза.
  11. «Чистим зубки – кончиком языка провести от одного края к другому по верхнему ряду зубов.  Повторяем для нижних зубов.
  12. «Мячик» – губы сомкнуты. Языком попеременно касаться внутренней стороны щечек.
  13. «Лошадка» – громко, медленно цокать. Для этого, подтягивая уздечку, приставить язык к верхнему небу, потом резко опустить, получится цокающий звук.

Выполняя с малышом речевую гимнастику, следует чередовать упражнения. Сопровождать элементы можно рассказами о животных, веселыми стихами, песенками. Если у ребенка не получается, родителям нужно проявить терпение, спокойствие, действия сопровождать похвалой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *