Упражнения детской мимической гимнастики

ЗанятиеИспользование мимической гимнастики при проведении логопедических занятий является неотъемлемой частью работы по постановке и корректировке звуков у детей с различными нарушениями произношения (общее недостаточное развитие речи, задержка речевого развития, дизартрия, заикание и др.). Мимическая гимнастика для детей и артикуляционные упражнения, которые используют в работе с детьми дошкольного возраста логопеды, дают возможность подготовить мышцы и нервные окончания для дальнейшей работы по постановке звуков, четкой дикции, более точных движений артикуляционного аппарата во время речи. Помогают не допустить развитие неестественных артикуляционных движений, позволяют расслабить мускулатуру лица, тренируют владение и управление мышцами языка, губ, неба. Эти цели преследуют как статические, так и динамические упражнения.

Рекомендации

Оглавление

Для получения хорошего результата необходимо соблюдать ряд рекомендаций:

  • все упражнения выполнять перед зеркалом. В идеале — это должно быть большое зеркало, в котором дошкольник будет видеть и себя, и логопеда;
  • акцентировать внимание при выполнении упражнения только на одной группе мышц;
  • упражнения выполнять плавно, ритмично и спокойно, не делая значительных усилий.

Ниже приведены различные упражнения, цель которых — развитие и укрепление мимических мышц с пошаговым описанием.

Упражнения

 

«Сморщить и растянуть лицо»

Ход упражнения:

  • нахмурить лоб и брови, насупиться. На лбу при этом образуются вертикальные морщины;
  • радостно и восхищенно вскинуть брови. На лбу при этом должны образоваться горизонтальные морщины.

«Закрывание и открывание глаз»

Выполнение упражнения:

  • сильно зажмурить и открыть глаза;
  • медленно закрывать и открывать глаза;
  • поочередно закрывать сначала левый, потом правый глаз;
  • поочередно подмигивать правым и левым глазом.

«Оскал»

Гимнастика для лица:

  • губы и зубы сомкнуты. Губы растянуть в стороны, уголки попеременно поднимать вверх, а затем опускать вниз;
  • обнажить зубы, затем снова сомкнуть губы;
  • пофыркивание с вибрацией губ;
  • вытянуть губы в трубочку, а затем растянуть их в улыбке, обнажая зубы.

Эмоции

«Поднимание и опускание углов рта»

Упражнение:

  • попеременно поднимать уголки рта со сжатыми челюстями;
  • один за другим опускать уголки рта. Лицевые мышцы расслаблены, нижняя челюсть опущена, глаза закрыты;
  • поочередно опускать уголки рта, челюсти при этом сжаты, губы сомкнуты.

«Надувание щек»

Надуваем щеки:

  • «помидоры-толстяки» — надуваем щеки;
  • «петрушки-худышки» — втягиваем щеки;
  • поочередно надуваем правую, потом левую щеки;
  • округлить рот как при произнесении звука «о»;
  • вытянуть губы трубочкой;
  • сморщить нос и шепотом сказать «фу»;
  • улыбнуться, показав сомкнутые зубы

Выполнять упражнения с ребенком (или группой детей) можно в игровой форме. Игра заинтересует их больше, чем простое выполнение движений перед зеркалом. Ниже приведены несколько таких игр.

Тренировка

Игра «Маски»

Возможны различные варианты игры.

Оборудование: маски с изображением различных эмоций (грусть, радость, удивление, скука, тоска, страх), а также сказочных персонажей.

Первый вариант

Педагог поочередно надевает маски (или просто показывает их) и просит повторить то выражение лица, которое изображено на маске, и назвать его. Действия сопровождается пояснениями педагога.

Вопросы для обсуждения игры:

  1. Какие эмоции вы чаще всего наблюдаете у друзей (мамы, бабушки, воспитателя, прохожих)?
  2. А вам самим приятно видеть эти эмоции?

Второй вариант

Логопед предлагает дошкольникам назвать выражение лица знакомых героев из сказок:

  1. Какое выражение лица у Бармалея?
  2. А какое у колобка?
  3. Представьте себе, что вы стали добрым Дедом Морозом (грустной Царевной Несмеяной). Какое у него выражение лица?

Третий вариант

Группа делится на две части. Одна решает, какого сказочного персонажа она будет показывать, а вторая по мимике должна догадаться, кого изображают дети. Затем они меняются местами.

«Свет мой, зеркальце, скажи»

Ребята становятся лицом друг к другу по двое. Педагог читает предложение или стих и предлагает выражать мимикой суть прочитанного. Так дети учатся показывать эмоции, видят, как это делают другие.

Вопросы после игры:

Какую эмоцию вам было изобразить сложнее всего? А какую легче?

Немое кино

Игра «Немое кино» также возможна в нескольких вариациях:

Логопед «превращается» в телевизор, у которого нет звука, и предлагает отгадать по его жестам и мимике, что он хочет сказать (хвалит, ругает, радуется, пугается, указывает на какой-либо предмет, просит принести или унести его, подзывает кого-то к себе или просит уйти). После этого дети и педагог меняются ролями.

  1. Дошкольники делятся на две группы. Они должны представить себе, что стоят на разных берегах очень бурной реки. Первой группе дается задание «сказать» без слов стоящим напротив, что необходимо спрятаться, так как им грозит большая опасность.
  2. Дети должны одним жестом или мимикой показать испуг, радость, усталость, злость, удивление.

Урок

«Именины»

Два варианта игры «Именины»:

  1. Дети становятся в круг, выбирают одного именинника. Остальные играют роль дарителей. Именинник решает, каким сказочным персонажем он хочет быть, и сообщает об этом остальным. Дарители решают, какой этому персонажу подойдет подарок (персонаж может быть как волшебным, так и реальным), затем без слов, используя только жесты и мимику, преподносят его имениннику. Именинник должен отгадать, что за подарок и поблагодарить. Дети поочередно исполняют роль именинника.
  2. Именинник решает сам, каким сказочным героем он будет, но никому не сообщает. Мимикой и жестами он пытается сообщить о выбранной роли. Педагог предлагает ребятам отгадать, кого изображает их товарищ, и что можно ему подарить.

Вопрос после игры:

Какой подарок герою понравился больше всего?

«Фигуры»

Две группы детей. Одна изображает известного волшебного персонажа, а вторая пробует узнать, кого показывают их товарищи. Затем они меняются местами. Можно изображать также различные эмоции, а не только сказочных персонажей (радостного, грустного, испуганного человека). По условиям игры «Фигуры» — это экспонаты в музее. Но если правильно отгадать, кто изображен, то фигура оживает.

Многообразие приемов, упражнений, игр, используемых для развития и укрепления мимических мышц, достаточно велико. К сожалению, в одной небольшой статье им не уместиться. Практически с каждым артикуляционным упражнением можно использовать стихи для большей заинтересованности и вовлеченности ребёнка. Важно понимать, что хороший результат приносят только систематические занятия, которые проводятся опытным логопедом, подкрепленные работой педагогов дошкольного учреждения, а также домашней работой родителей с малышом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *