В последнее время педагоги стали замечать ухудшение разговорной речи среди дошкольников. В числе основных причин слабого развития речи у малышей специалисты выделяют в первую очередь снижение времени их общения с родителями. Хорошим вариантом общения с малышом являются занятия пальчиковой гимнастикой с использованием сказок, например, Курочка Ряба – пальчиковая гимнастика, которая проводится в игровой форме.
Мелкая моторика и речь
Оглавление
За последние годы общение между людьми сильно изменилось, живую речь вытесняют современные устройства, которым не нужно ничего объяснять, рассказывать, передавая свои эмоции. Одновременно с этим наша жизнь стала более комфортной благодаря удобным вещам. Так, теперь не нужно прилагать какие-либо усилия, одевая одежду, потому что в большинстве своем она оснащена застежками-молниями, а шнурки на обуви заменили удобные липучки. Однако, по мнению ученых, существует взаимосвязь между мелкой моторикой и правильной работой, тех отделов головного мозга, которые отвечают за развитие. Поэтому развивая координацию движений у малыша можно не только способствовать быстрому развитию речи, но и сделать ее более выразительной, плавной, с правильным темпом.
Развить мелкую моторику крохе помогут несколько упражнений из пальчиковых игр на основе сказок. На базе этого вида педагогики воспитывалось не одно поколение, примером является «Сорока – белобока» либо всем нам с детства известная «Идет коза рогатая», а благодаря стараниям современных педагогов копилка похожих стишков, текст которых можно иллюстрировать движениями руками, постоянно пополняется. Такое совмещение сказок с пальчиковыми упражнениями – это отличная возможность для педагогов из детских садиков, а также для родителей развивать моторику рук и язык малышей.
Как и любые физические упражнения, пальчиковые занятия лучше всего устраивать в комнате, которую нужно предварительно проветрить. Однако строго установленных ограничений касательно места их проведения нет, а это значит, что заниматься с крохой можно даже на дневной прогулке.
https://www.youtube.com/watch?v=UchTK-I9Mo4
Упражнение
Наши пальчики уже многое умеют, могут многое показывать и даже могут сказку рассказать.
Курочка Ряба
Жили, были дед да баба – когда произносится «Дед» нужно показывать воображаемую бородку, когда говорится «баба» нужно сымитировать завязывание платка на голове.
И сначала не тужили,
Но состарились они,
Что же с ними будет дальше?
Дед «Ох — ох — ох, вот дожили,
Даже на обед у нас ничего нет» – нужно развести ручки в стороны.
«В погребе нашем пусто,
Закончилась у нас даже капуста,
Также пусто и в кладовке,
Нет свеклы, и нет морковки» — нужно указательным пальчиком правой ручки загнуть указательный и средний пальчики на левой ручке.
«Опустел даже наш сундук,
В теперь поселился паук» – сделать пальцами паучка.
«Что нам делать?
Как теперь быть?
Из чего еду сварить?»
Отвечает дед устало:
«Что ж с тобою бабка стало?
Может, памяти не стало —
Ведь вчера только на базаре был,
Там и курочку нам купил» — пальцами показать курочку.
«Я пятак за нее отдал» – надо соединить в круг большой пальчик с указательным показывая монету.
«Который на черный день держал.
«Курочка цып—цып-цып, к нам иди,
И яичко снеси!» — нужно большой пальчик на правой ручке положить на большой пальчик левой ручки, округляя оставшиеся пальчики соединить их таким образом, чтобы это напоминало яйцо.
«Что это и почему?
Ничего я так не пойму!»
«Почему яйцо не бьется?» — пальчики сжимаются в кулачки, и ими нужно постучать друг по другу.
«Даже в руки не дается!» — ручки разводятся в стороны.
«Да, опять пропал обед,
Не смогли мы даже приготовить омлет» — нужно головой покачать.
«Ты, за курицей иди,
И домой ее приведи.
Из яичка курочка нам выведет цыпленочка» — изображается цыпленок.
«Пробегала рядом мышка» — имитируется мышь.
Бабка говорит: «Иди прочь воровка! Кыш!
Ой, горе случилось, яичко разбилось!» — ладошками закрываются щечки, и качается голова.
«И тут из-за уголочка вышла курочка» — показывается курочка.
«От чего ты плачешь, дед?
Невкусный получился омлет?»
Дед говорит: «Вот, горе у нас случилось,
С нами беда, приключилась.
По печке пробегала мышь,
Хвостиком своим яйцо задела,
А оно покатилось, упало и разбилось»
А курочка им и отвечает:
«Хватит плакать дед, хватит плакать баба
Незачем вам слезы вытирать,
Не стоит вам охать и вздыхать.
Потому что я вам опять снесла яичко,
Да яичко не простое, а золотое» — показывается яичко.
«Вы на рынок с яйцом идите,
И все, что хотите, купите
Перчика, лучка, капусты» — поочередно после каждого названия загибается по одному пальчику, в конечном итоге согнутыми должны быть 3 пальца.
«Чтобы на столе не было пусто!
Хлеба, мяса, молока — поочередно после каждого названия загибается по одному пальчику, в конечном итоге согнутыми должны быть уже 6 пальцев.
«Чтобы бабка блинов напекла,
Да еще яиц мешок,
Теперь у нас все будет хорошо!».
С помощью этой довольно простой игры у ребенка будет развиваться память, мелкая моторика, речевой аппарат. Благодаря регулярным упражнениям с использованием игровых методов и сказок ребенок будет развиваться быстрее и пойдет в школу подготовленным. Педагоги и логопеды настоятельно рекомендуют молодым родителям не пренебрегать пальчиковыми играми, а использовать их при любой возможности, например, ожидая очереди в больнице или у кассы в магазине, и даже по дороге в садик или во время прогулок на детской площадке.