Развитие речи – одно из наиболее важных навыков, необходимых ребенку для социализации и общего развития. На сегодняшний день обучение и развитие детей является достаточно развитой сферой деятельности, в которой принимают участие не только врачи, но и ученые. Существует достаточно большое количество методик для совершенствования речи детей, одной из которых является пальчиковая гимнастика.
Польза
Оглавление
Научно доказано, что работа пальчиками вырабатывает у малютки активизацию отделов головного мозга, отвечающих за появление речи. С помощью различных упражнений достигается отличный уровень работы отделений мозга, благодаря которым у малыша быстрее развивается речь.
Одним из важных преимуществ данных заданий является развитие хорошей моторики у малыша, отсутствие противопоказаний. Кроме того, занятия требуют контакта с малышом, а значит они помогают наладить общение с дошкольником и побыть с ним драгоценные минуты.
Правила
Для того, чтобы упражнения дали действительно хороший результат, при проведении их необходимо придерживаться определенных правил, которые помогут оптимизировать и ускорить процесс формирования моторики и речи, наладить общение с малышом.
Оптимальным возрастом для начала развития речи малютки является 9-12 месяцев, начинать занития, которые направлены на развитие моторики, можно в 6-7 месяцев. На сегодняшний день существует ряд основных правил, необходимых к соблюдению при проведении пальчиковой гимнастики:
- Перед проведением гимнастики необходимо провести небольшую зарядку для всего тела малыша, чтобы ускорить процессы обмена веществ в организме дошкольника. После чего необходимо перейти к гимнастике руки ребенка, делая обороты в локтях, потом — в кистях, далее переходим к зарядке пальчиков.
- Пальчиковые занятия начинаются с малых движений, без резких поворотов и рывков руками.
- Оптимальное количество движений – 3 – 5 для каждого упражнения.
- Не стоит слишком усердствовать, чтобы не допустить слишком сильной усталости – пальчикам ребенка необходимо давать отдыхать примерно раз в 3 – 4 задания, отдых должен длиться 3-4 минуты.
- Начинать гимнастику следует при помощи двух взрослых людей – один показывает задание, а второй помогает его выполнить дошкольнику.
- Следует давать четкие указания малышу, при этом речь должна быть спокойной, на ребенка не следует кричать, если у него что-то не будет получаться (а с первого раза, скорее всего, получаться не будет).
- С детьми дошкольного возраста занятие можно перевести в игровую форму, так будет веселей и легче исполнять сложные упражнения.
В независимости от возраста ребенка, речевая пальчиковая гимнастика должна быть интересной самому ребенку, его желание заниматься является основным стимулом во время проведения тренировок.
Упражнения
Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников имеет много упражнений. Однако не нужно приделять слишком много внимания определенным упражнениям, можно также развивать моторику и речь, занимаясь рукоделием (лепка, вышивание, приготовление пищи, также большое значение в развитии ребенка имеют простые бытовые навыки — как правильно держать ложку, кружку. Поэтому важно обучать ребенка практическим умениям, а гимнастика должна быть дополнительным занятием.
Часто в совершенствовании мелкой моторики используются игровые упражнения, которые помогают не только формировать навык малыша, но и развеселить его, поиграться. Во время выполнения задания нужно напевать или читать стихи на подходящую тематику.
Упражнение «Сорока-белобока»
Самыми распространенными играми на моторику является «Сорока-белобока», при которой дошкольник сначала пальчиком делает круговые движения по своей ладони, а затем поочередно загибает пальцы руки под веселые стихи:
Сорока-белобока,
Кашу варила,
деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала…
Упражнение «Замок»
Еще одним веселым и полезным занятием будет игра в «ЗамОк», при котором ручки дитя складываются в замок, при чтении стиха нужно раскачивать ручки малыша (раскачивать нужно не слишком сильно, чтобы не повредить суставы):
На стене висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Постучали,
Покрутили,
Потянули
И открыли!
Данное задание помогает не только сделать разминку пальчиков, но и тренирует всю кисть малютки.
Упражнения «Животные»
Данное занятие заключается в изображении ребенком различных частей животных, например, «рожек» улитки, при этом дошкольник должен сжать руки в кулак, оставляя прямыми указательный палец и мизинец.
Также можно попросить чадо показать, как комар летает, при этом дошкольник должен водить пальчиком в воздухе, показывая как летают насекомые, а затем нужно попросить показать, как комар сел на лоб.
Кроме данных заданий, можно показать, как выглядит корова, коза, кінь. Можна использовать приемы теневого театра и проектировать изображение на стену.
Считалочки
Еще одной очень увлекательной и очень развивающей игрой с дошкольником, являются считалочки, при которых малыш осуществляет гимнастику, показывая тот или иной пальчик или двигая им.
Сегодня существует большое количество считалочек, наиболее известные из которых:
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали,
Мы немножко отдохнем,
и опять писать начнем!
При этом ученик поочередно сжимает и разжимает кулачки рук.
Большой палец встал один.
Указательный — за ним.
Средний будит безымянный.
Тот поднялся мизинчик малый.
Встали братцы все — «Ура!»
На работу им пора.
Выполняя данную гимнастику, малыш сжимает ручки в кулак и поочередно разжимает каждый пальчик, начиная с большого.
Кроме представленных упражнений, существует еще пальчиковых игр, которые могут быть не только полезными, но и веселыми.