Каждый с детства помнит такие игры, как «Сорока-Белобока» или «Ладушки». Это и есть гимнастика для маленьких ручек, о которой так много сейчас говорят детские врачи и педагоги. Развитию мелкой моторики рук уделяется большое внимание. Пальчиковые игры влияют на физическое и психологическое развитие малыша, а также на развитие речи.
Польза
Оглавление
Чем полезны пальчиковые игры:
- Развивают память. Ведь нужно запомнить не только стихотворение, но и положение рук на каждую строчку.
- Речь ребёнка становится более чёткой и ритмичной во время проговаривания стихов под движения рук и пальцев.
- Развивают умение внимательно слушать.
- Способствуют развитию воображения.
- Развивают координацию движений, вырабатывают ловкость.
- Учат сосредотачиваться и правильно распределять внимание.
- Помогают выстроить доверительные и дружеские отношения между ребёнком и родителем, заряжают положительными эмоциями.
Детки известные непоседы, им сложно усидеть на одном месте. Поэтому, чтобы заинтересовать кроху, проводить занятия лучше в игровой форме, сопровождая все действия стишками, потешками и прибаутками. Тогда малыш с интересом будет осваивать что-то новое для него.
Возраст
Для каждого возраста существует своя методика проведения пальчиковых игр. Начинать нужно с рождения, ведь в возрасте от 0 до 3 лет идёт самое активное формирование речи ребёнка. Сначала это будут простые поглаживания ладошек и пальчиков малыша во время грудного вскармливания. Потом пальчики более тщательно разминаются, когда делается массаж. Как только малыш научится захватывать ручкой предметы, можно давать ему, например, игрушку-пищалку, чтобы он её сжимал и разжимал.
С трёх лет дополнительно вводятся различные занятия для развития мелкой моторики рук. К ним относятся лепка, раскрашивание, создание аппликаций, игры с конструктором. В этом возрасте можно учить кроху застёгивать пуговицы и шнуровать обувь. Очень полезны игры с прищепками. А можно устроить настоящий пальчиковый театр.
В младшем школьном возрасте упражнения усложняются. Их задача выработать у будущих школьников усидчивость, а также повысить внимательность. Регулярная пальчиковая гимнастика помогает выработать красивый почерк, повышает мыслительную активность мозга и улучшает качество речи.
Занятие
Деткам бывает очень сложно запомнить названия всех месяцев и их отношение к определённому времени года. Пальчиковая гимнастика «Времена года», позволит малышам быстрее освоить такой трудный для них материал. С помощью этого упражнения детки познакомятся с названиями месяцев, узнают об особенностях и природных явлениях каждого сезона.
Каждый сезон года неповторим и прекрасен. Во время прогулок обращайте внимание малыша на все изменения, которые происходят в природе. Научите ребёнка видеть нежность ранней весны, радугу ярких красок лета и очарование золотой осени, холодную красоту зимы. Устраивайте сезонные вылазки в парк, которые подарят крохе новые впечатления, а также помогут расширить кругозор. Во время прогулок можете проводить пальчиковую гимнастику «Времена года», так малыш быстрее освоит новые для него понятия. Дома можете почитать стихи о временах года или послушать детские песенки. Можно сделать тематическую аппликацию или рисунок. Проявляйте фантазию, вовлекайте ребёнка в разные виды деятельности, тем самым помогая ему развиваться.
Времена года
Времена года — пальчиковая гимнастика:
Разводим руки в стороны, поднимаем и опускаем их:
Раскрасавица-Зима снег и вьюгу принесла!
Проговаривая названия месяцев, загибаем пальцы:
А ты пальцы загибай — месяцы запоминай:
Сначала Декабрь, потом Январь,
За ними приходит лютый Февраль!
Шагаем на месте:
К нам Весна-Красна идёт!
Загибаем пальцы:
Март с собой тепло несёт.
Там Апрель, а следом — Май.
Ты, смотри, не забывай!
Соединив ладони, имитируем «плавание»:
В гости Лето к нам пришло,
Солнце, Море принесло!
И снова загибаем пальцы:
Месяцы: Июнь, Июль,
И, конечно, Август!
Шагаем на месте:
Вот подкралась Осень к нам.
Мы ей тоже рады!
Загибаем пальцы, называя месяцы:
Тёплый Сентябрь, дождливый Октябрь,
За ними приходит холодный Ноябрь!
Весна
«Шагаем» пальчиками по столу:
Приходи весна скорей
Потираем ладошки друг о друга:
И теплом всех обогрей!
Расслабленными кистями рук делаем ритмичные движения вправо-влево:
Снег стряхни с озябшей крыши,
Стучим кулачками друг по другу:
Разбуди в берлоге мишку,
Потрясём ладошками:
Убери с реки весь лёд,
Согнутые в локтях руки, разворачиваем ладонями вверх:
Чтобы каждый мог увидеть —
Снова «шагаем» по столу:
К нам Весна-красна идёт!
Весенний хор
«Колокольчик» — пальцы скрещены, ладони направлены вниз. Средний палец правой руки пропускаем вниз, чтобы можно было им шевелить:
Дзинь-дзинь-дзинь,
Дзилень-дзилень!
Наступает новый день!
Начиная с мизинца поочерёдно прикасаемся всеми пальцами к большому, а потом в обратную сторону:
Шустрые воробушки,
Чистят свои пёрышки,
Делаем движения кистями рук вверх-вниз:
Выспались синички,
Плещутся в водичке.
Делаем щепотку, «клюём зёрнышки» с руки:
А скворцы — удальцы,
Подкрепились, молодцы.
«Дирижируем»:
Весь собрался птичий хор,
Старый ворон — дирижёр.
Изображаем «колокольчик»:
Дзинь-дзинь-дзинь,
Дзилинь-дзилень!
К нам пришёл весенний день!
Лето
Что такое лето?
Загибаем пальцы на каждую строчку:
Это — море света!
Это поле!
Это лес!
Это тысяча чудес!
В синем небе облака!
Пляж и быстрая река!
Это яркие цветы!
Это синь высоты!
Это в мире сто дорог
Для ребячьих резвых ног!
Сарафанчик
Поочерёдно соединяем пальцы рук с большим, начиная с мизинца:
Мама мне купила где-то
«Здороваемся» пальчиками, начиная с указательного:
Сарафанчик цвета лета!
Делаем круговые движения кистями рук:
Ведь на нём и там и тут
Собираем ладони в «цветок»:
Маки алые цветут.
«Идём» по поверхности стола:
В сарафанчике иду,
Улыбаюсь на ходу.
Сжимаем и разжимаем кулаки:
Для меня щебечет птичка,
Изображаем «чашечку» одной рукой, другой «берём» из неё:
Пахнет сладкая клубничка!
Руки вверх и в стороны:
Радуги наискосок
Переброшен поясок.
Приход осени
Машем ручками, как будто прощаемся:
Осень с красным летом
Быстро попрощалась.
«Рисуем» узоры на столе:
И со своим мольбертом
Рисовать осталась:
Рисуем в воздухе тучи:
Грозовые тучи,
Тарабаним пальчиками по ладони:
Дождик проливной,
Наклоняем кисти рук вправо-влево:
Ветерок колючий
Руки вытянуты вперёд, шевелим пальцами:
И туман седой.
Пальчик правой руки превращаем в «кисточку», левая ладонь — «альбом»:
Листья разукрасила
Кисточкой своей.
Соединяем большие пальцы рук, изображая «птицу»:
Проводила вдаль она
Летящих журавлей.
Представим, что держим в руках яблоки. Совершаем движения к себе и от себя:
Яблоки ароматные
С дерева стряхнула.
Интенсивно сжимаем, разжимаем кулаки:
Груши очень сладкие
Нам в горсти протянула.
Правой ладошкой проводим по левой, потом наоборот:
Сбросила с деревьев
Праздничный наряд.
Ритмичные движения кистями рук вправо-влево:
Кружится красиво
Осенний листопад.
Дождик
Средним и указательным пальцами правой руки перебираем по левой ладони:
К нам явился утром
Дождик, а не солнышко.
Соединяем руки — ладони сначала раскрыты, потом закрываем их:
Видно, затворило
Солнышко окошко.
Сжимаем, разжимаем кулаки:
С нами оно было
Три-четыре дня,
Пальцами левой руки «бегаем» по правой ладони:
А теперь вот дождик
Навестил меня.
Руки согнуты в локтях, машем ими вправо-влево:
Я его спросила:
«Где ты раньше был?
Качаем сомкнутыми ладонями вправо-влево:
Или навестить нас
Ты совсем забыл?»
Соединяем ладошки и переворачиваем руки, чтобы сначала сверху была правая, потом левая рука:
«Нет,- ответил дождик, —
Просто перемена.
Скрещиваем кисти рук, пальцы растопырены — показываем «солнышко»:
Солнце отработало,
Теперь моя смена.»
Киваем головой:
Я кивнула:
«Ясно! Будешь, значит, с нами.
«Зонтик» — рука зажата в кулак, указательный палец направлен вверх, кладём на него свободную ладонь:
И увидишь город
С яркими зонтами!»
Чудесный мост
Потираем руки:
Как-то Дедушка Мороз
Протягиваем ручки вперед, шевелим пальчиками:
Малышам подарки нёс.
Поднять руки вверх, опустить через стороны вниз:
В небо звёздное глядел
И дорогой песни пел.
Делаем «замок», наклоняем руки вправо-влево:
Видит: речка на пути,
Ни проехать, ни пройти.
Закрываем ладошками глаза, а потом дуем на ручки:
Дед Мороз глаза закрыл
И подул, что было сил,
Потряхивая ладошками, поднимаем руки вверх, затем опускаем:
Вихрем поднялись снежинки,
Закружились, как пушинки,
Поднимаем руки вверх, опускаем через стороны вниз:
И сейчас же над рекой
Вырос мостик ледяной.
Ставим руки на пояс, делаем наклоны головы в стороны:
Дед Мороз часы достал,
Головою покачал.
«Шагаем» по ладошке:
И сказал:
«Пора идти.
Новый год уже в пути!»
Складываем руки вместе, пальцы слегка согнуты:
И, касаясь шапкой звёзд,
Делаем открытый «замок», шевелим пальчиками:
Перешёл чудесный мост.
Зима
Скрещиваем запястья рук, имитируем полёт бабочки:
Распушистые снежинки
Словно бабочки, вокруг,
Энергично сжимаем и разжимаем кулаки:
Мир сверкает, будто льдинки,
Превращая в сказку луг!
В такт стихотворения хлопаем по воздуху, как по воде:
А на горке веселятся:
Всюду слышен громкий смех!
Правой ладошкой съезжаем вниз по левой, потом меняем руки:
Как же радостно кататься —
Санки вниз, и санки вверх!
Пальцем правой руки рисуем узоры на левой ладони, на второй строчке меняем руки:
Пусть зима подольше длиться —
На каток пойдём с утра,
Грозим пальчиком:
Пусть мороз не очень злится,
Чтоб каталась детвора!
Правила
Правила проведения пальчиковой гимнастики
- Чтобы ребёнок не заскучал и не начал отвлекаться, гимнастику необходимо проводить в игровой форме и не более 8 минут.
- Для эффективного занятия нужно создать подходящую атмосферу: убрать из поля зрения малыша всё, что может его отвлечь.
- Зарядку лучше делать в рабочей зоне ребёнка, там, где он читает, пишет, занимается творчеством.
- Не стоит проводить занятия, если ребёнок приболел или чем-то расстроен.
- Гимнастика должна вызывать положительные эмоции, выполняться с желанием и удовольствием. Тогда она принесёт результат.
- В работу должны быть включены обе руки.
- Перед началом зарядки ребёнку необходимо кратко и доступно объяснить суть игры.
- Хвалите ребёнка, если у него хорошо получается и не обращайте внимания на ошибки, если малыш ошибается, укажите на это мягко, без упреков.