Для начала давайте выясним, что такое артикуляционная гимнастика. Это комплекс упражнений для детей дошкольного возраста, который в веселой игровой форме способствует развитию речевого аппарата ребенка. В процессе занятий укрепляется и улучшается работа всех органов, отвечающих за формирование речи: гортани, языка, губ. Заметим, что эти несложные тренировки будут полезны не только детям с очевидными речевыми дефектами, но и всем дошколятам. Чем раньше начнете заниматься, тем легче будет достичь ожидаемого результата — после семилетнего возрасти исправить неправильное произношение звуков гораздо трудней, нежели в дошкольном возрасте. Теперь давайте поближе познакомимся с тренировочным речевым комплексом.
Комплекс упражнений
Оглавление
У бабушки с дедушкой — артикуляционная гимнастика.
В одном селе жили бабушка и дедушка. Все лето у них пробыли в гостях любимые внучата и за это время изрядно поправились, на молочке коровьем да на сметане с творожком отъелись (щеки раздуваются). А приезжали они бедные, совсем худенькие, только кости торчали, да кожа висла (щеки втягиваются).
Когда дедушка с бабушкой встречали внучат, то радостно и весело им улыбались (улыбнуться настолько широко, чтобы показать зубы). Потянулись они расцеловать детвору (вытяните губы вперед). Когда на следующий день все проснулись, то солнышку и летней приятной прохладе лучезарно улыбнулись (снова ротик растянуть в улыбке).
Стали внучата чистить зубки, сначала вверху (широкий язык помещаем за верхней челюстью). Потом тщательно почистили слева направо, с внешней и с внутренней стороны (соответственно перемещаем). Про нижние зубы они не забыли, их тоже до блеска натерли (передвигается за нижнюю челюсть). Губки они сжали, и ротики сполоснули (щеки надуваются поочередно).
Бабушка поставила чайник, он уже горячий и свистит из всех сил (надуваем вместе щеки, затем выдыхаем через рот). На столе уже расставлены тарелочки, и на них лежат вкусные пирожки (далее в абзаце работает язык; растянутый лежит на нижней губе). Пироги горячие, дети дуют на них, чтобы не обжечься (дуем на язык). Внучек берет тепленький пирожок, жует его, заворачивает и прикусывает (остается развернутым, пожевать его, и, завернув за нижние зубы, прикусить). Пирожки оказались вкусненькие, с вишневым джемом (облизываем верхнюю губу, вперед и назад).
Заботливой бабушкиной рукой на столе расставлены чашки, и цветочный чай в них уже налит (растянутый язык загибается к небу чашечкой). Чтобы чашку охладить, надо подуть на нос (в том же положении, дуем вверх). Все довольны, вкусный чай внучата попили (остается так же и двигается вперед-назад). Вкусно позавтракав, дети губы облизали (кончиком, круговыми движениями облизываем рот).
Бабушка шьет, а кот весело проказит с катушкой ниток (в этом абзаце продолжаем тренировать язычок; кончиком находится за нижними зубами и передвигается вперед и назад). Внучата любимой бабушке усердно помогают, иголки с нитками соединяют (вытягиваем вперед). Швейная машина строчит, швы ровно ложатся на ткани (совершаем им движения вперед-назад). И снова внучата помогают ниткой в иголку попасть (вытягиваем вперед). Швейная машина продолжает работать, швы ровно ложатся на ткани (вперед и назад). Машинка на зигзаг переключилась (ходит влево и вправо). Ровно и красиво круглые пуговки бабушка пришила (кончик по очереди касается щек, пальцем стараемся толкнуть его в рот).
Дедушка настоящий мастер, он смастерил для детворы качели (широкий язык ставим поочередно за верхние и за нижние зубы). На ней внучата вдоволь покатались, пока не устали. Затем, отдохнув, поиграли в прятки (прячем под верхнюю губу). Чердак и погреб, в них попряталась озорная детвора (передвигаем под нижнюю губу).
Внучка на пони красиво гарцует (языком издаем щелчки). Лошадиные подковы громко звенят и несутся галопом по глине (передвигаем на верхнюю губу, цокаем). Пони скачет неспешно, переходит на шаг (цокаем медленно, подъязычные связки натягиваются).
Вышли внучата на лесную поляну и видят там яркую, спелую малину, целую рощу (язык прилипает к небу, рот открывается). Важный индюк поспешил к детям навстречу, выпятил грудь и сказал: «БЛ-БЛ-БЛ-БЛА» (развернутым язычком водим по верхней губе и издаем упомянутый звук). И ушел индюк. Интересный и веселый день подошел к концу, пора по кроваткам ребяткам. Завтра нам снова на прогулку с дедушкой и бабушкой и их внучатами, которые так любят все вместе заниматься артикуляционной гимнастикой.
Особенности
Обращаем ваше внимание, что для достижения успеха очень важно проводить ежедневные занятия с ребенком. Каждое задание необходимо повторять по пять-шесть раз, можно два раза в день. Все движения выполняйте неспешно, желательно перед зеркалом, здесь важен комфорт. Если ребенок при выполнении гимнастики устает, делайте перерыв. Не ругайте и не критикуйте, а вот за успехи не забудьте похвалить. Следуйте нашим рекомендациям и результат не заставит себя долго ждать. Успехов Вам и Вашему малышу!