Ребенок учится не только говорить, но и правильно произносить звуки. К четырем годам малыш осваивает все звуки практически в полном объеме, обычно к пяти годам ребенок говорит «как взрослый». Но иногда этот процесс затягивается, вот уже в школу нужно готовиться, а дефекты речи сохраняются. Родители не должны серьезно тревожиться, ведь и школьники часто совершают ошибки произношения, а некоторые телевизионные дикторы также попадают в эфир с особенностями речи. Но все же желательно, чтобы ребенок говорил правильно, он таким образом будет чувствовать себя более уверенно, и сможет понятно изъясняться, используя разные фразы в разных ситуациях. Помогает устранить дефекты произношения артикуляционная гимнастика для детей.
Зачем заниматься
Оглавление
Некоторые звуки трудно произносить, и не только для детей после 5 лет, но и для некоторых взрослых. Проблемы с произношением возникают из-за особенностей строения органов, которые отвечают за образование звуков и речевые навыки, из-за генетической предрасположенности, национальных особенностей (когда один из супругов говорит на другом языке), а также особенностей психологического и физиологического развития.
Самые трудные для обучения звуки:
- сонорные л (ль), р (рь);
- шипящие ж, ш, ч, щ;
- свистящие ц, с (сь), з (зь).
Задачи гимнастики для улучшения артикуляции:
- возможность в домашних условиях исправлять особенности речи без профессиональной логопедической помощи;
- увеличения скорости обучения под присмотром логопеда — заниматься можно на подготовительном этапе, развивая мышцы, а также после занятий с логопедом, в домашних условиях закрепляя пройденный материал;
- увеличения четкости произношения при правильных, но вяло звучащих звуках;
- увеличения не только четкости, но и красоты речи, вводя в лексикон разные труднопроизносимые, слова.
Если родители самостоятельно определяют, какой звук плохо ребенок выговаривает, они могут самостоятельно заниматься артикуляционной гимнастикой, но желательно проконсультироваться с логопедом, который определит причину проблемы и сможет посоветовать кратчайший путь к устранению дефектов речи.
Как заниматься
Если ребенок плохо говорит, не обязательно, что речевые проблемы возникли из-за трудностей непреодолимого характера. Иногда речь коверкается из-за недостаточных усилий, когда ребенок, а вслед и родители снисходительно относятся к языковым особенностям. Но если есть желание исправить дикцию, нужно придерживаться советов:
- Делать упражнения артикуляционной гимнастики ежедневно, без перерывов.
- Чтобы артикуляторный аппарат не уставал, желательно делать большие промежутки между занятиями, например заниматься 4 — 5 минут утром до похода в детский сад и 5 — 10 минут вечером.
- Упражнения проводить так, чтобы ребенок думал, что с ним просто играют, так эффект от занятий будет больше.
- Чтобы легче было запоминать упражнения, можно заниматься перед зеркалом.
- Часть упражнений нужно делать на счет.
- Чтобы ребенок не уставал, не нужно проводить больше пяти упражнений за одну тренировку.
- В сложных упражнениях язык можно направлять логопедическим шпателем, либо ручкой чайной ложки.
Упражнения
Для правильного произношения «с», «з», «сь», «зь»
Для правильного произношения «ш» и «ж»
Упражнение для «ч» и «щ»
Упражнение для «л» и «ль»
Упражнение для «р»