Возможно, прямой связи между мелкой моторикой и речью нет, но зависимость развития речи от восприятия окружающего мира есть. Через вещи, которые ребенок может подержать и через работу, которую он может сделать пальцами, увеличивается поток информации в головной мозг, расширяется кругозор, и ребенок вынужден расширять свой словарный запас вместе с расширением знаний об окружающем мире. Представляем пальчиковую гимнастику Теремок.
Особенности
Оглавление
Регулярные занятия пальчиковой гимнастикой:
- формируют воображения и ассоциативное мышление;
- развивают внимательность и память;
- снижают тревожность;
- способствуют социальной адаптации малыша (ребенок во время занятий общается с родителями, свертсниками).
Важно проводить гимнастику в игровой форме, чтобы она не воспринималась рутинным занятием. Перед тем как приступить к гимнастике обязательно нужно провести разминку пальцев малыша, для этого нужно хорошо растереть руки друг о друга или использовать специальные массажные мячики.
Для того, чтобы пальчиковая гимнастика была интересной для ребенка, вам нужно учесть несколько важных пунктов:
- хорошо знать текст, который подходит по сложности для ребенка;
- разогреть руки, чтобы пальцы лучше двигались;
- нужно использовать мимику.
Заниматься лучше ежедневно, по 10-15 минут. Чтобы процесс был результативным, придерживайтесь следующей методики: покажите движения самостоятельно, затем, манипулируя руками ребенка, отрабатывайте их, а после, попросите его повторить все самостоятельно, главное чтобы движения были плавные и медленные.
Особенный интерес вызывают пальчиковые сказки. Их стихотворная форма поможет сосредоточить внимание и быстрее запомнить текст. Пальчиковая гимнастика на основе русских народных сказок развивает не только моторику рук, но и помогает запоминать содержание сказок, развивает речь и образное мышление.
https://www.youtube.com/watch?v=SdJCO1JX5e8
Теремок
Всем знакомая с детства сказка «Теремок» прекрасна адаптирована для гимнастики рук. Пальчиковая гимнастика Теремок.
Стоит в поле теремок,
Он не низок, не высок.
(Руки домиком над головой)
Бежала мышка-норушка,
(Упражнение мышка. Сжать кулачок, а мизинцем двигаем из стороны в сторону)
Тук-тук, кто в тереме живет?
(Кулачком стучим по ладони)
Никто не отвечает.
(Палец к губам)
Если дом стоит пустой,
Будет домик мой.
Бежит лягушка,
(Упражнение лягушка. Сжимать и разжимать кулак)
Тук-тук, кто в тереме живет?
Я мышка-норушка,
(Упражнение мышка)
А я лягушка-квакушка.
(Упражнение лягушка)
Давай вместе жить?
До колодца доскачу
(Соединяем все подушечки пальцев с большим)
И водицы принесу.
(Делаем волну рукой)
Заходи скорее!
Вместе веселее!
Бежит зайка,
(Упражнение зайка. Указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулак)
Тук-тук, кто в тереме живет?
Мы мышка-норушка и лягушка-квакушка.
(Упражнение мышка и лягушка)
А я зайчик-попрыгайчик.
(Упражнение зайчик.)
Пустите меня к себе жить.
Я на дудочке играю,
И танцую, и пою
Всех вокруг развеселю!
(Руки складываем в форме дудочки)
Прыгай в терем поскорее,
Вместе будет веселее!
Бежит лисичка.
(Упражнение лисичка. Соединяем все подушечки ладони)
Тук-тук, кто в тереме живет?
Мы мышка-норушка, лягушка-квакушка и зайчик-попрыгайчик.
(Упражнение мышка, лягушка и зайчик)
А я лисичка-сестричка,
(Упражнение лисичка)
Давайте вместе жить?
Пирогов вам напеку
И вареньем угощу.
(Ладошки складываем вместе)
Заходи скорее в дом,
Будем жить мы вместе в нем!
Вдруг мишка выбегает,
(Упражнение мишка, растопыриваем пальчики в сторону и немного их поджать)
К Теремочку подбегает
И как громко зарычит.
Тук-тук, кто в тереме живет?
Звери мишку испугались
И в минуту разбежались.
(Руки разводим в сторону)
Еще один вариант этой же сказки с использованием других движений. Такую гимнастику можно проводить на прогулке в парке, в машине или стоя в очереди, она не займет много времени, а запомнить ее гораздо легче и быстрее.
На поляне теремок,
(Показываем над головой крышу)
Дверь закрыта на замок,
(Руки сомкнуты)
Из трубы бежит дымок,
(Большим пальцем по очереди касаемся других, делая из пальцев кольцо)
Вокруг теремка замок,
(Руки поставить вперед, прямые пальцы перекрестить)
Тук-Тук, тук-тук.
(Кулачком стучим о кулачок)
Откройте! Я ваш друг!
Пальчиковая гимнастика – это не только действенный способ развить моторику, умственные способности ребенка, его внимательность и память, но и отличный способ проявить свои творческие возможности, пообщаться с ребенком и помогать ему познавать окружающий мир.