Упражнения пальчиковой гимнастики Времена года

СезоныКаждый с детства помнит такие игры, как «Сорока-Белобока» или «Ладушки». Это и есть гимнастика для маленьких ручек, о которой так много сейчас говорят детские врачи и психологи. Развитию мелкой моторики рук уделяется большое внимание. Пальчиковые игры влияют на умственное развитие малыша и речь, полезны для общего развития.

Польза

Чем полезны пальчиковые игры:

  1. Развивают память. Ведь нужно запомнить не только стихотворение, но и положение рук под каждую строчку.
  2. Речь ребёнка становится более чёткой и ритмичной во время проговаривания стихов под движения рук и пальцев.
  3. Развивают умение внимательно слушать.
  4. Способствуют развитию воображения.
  5. Развивают координацию движений, вырабатывают ловкость.
  6. Учат сосредотачиваться и правильно распределять внимание.
  7. Помогают выстроить доверительные и дружеские отношения между ребёнком и родителем, заряжают положительными эмоциями.

Детки известные непоседы, им сложно усидеть на одном месте. Поэтому, чтобы заинтересовать кроху, проводить занятия лучше в игровой форме, сопровождая все действия стишками, потешками и прибаутками. Тогда малыш с интересом будет осваивать что-то новое для него.

Лес

Возраст

Для каждого возраста существует своя методика проведения пальчиковых игр. Начинать нужно с рождения, ведь в возрасте от 0 до 3 лет идёт самое активное формирование речи ребёнка. Сначала это будут простые поглаживания ладошек и пальчиков малыша во время грудного вскармливания. Потом более тщательно пальчики разминаются, когда делается массаж. Сгибая-разгибая своему крохе пальчики, делая массаж ладошек, вы посылаете импульсы в мозг, где расположены речевые центры. Как только малыш научится захватывать ручкой предметы, можно давать ему, например, игрушку-пищалку, чтобы он её сжимал и разжимал.

Воробушек

С трёх лет дополнительно вводятся различные занятия для развития мелкой моторики рук. К ним относятся лепка, раскрашивание, создание аппликаций, игры с конструктором. В этом возрасте можно учить кроху застёгивать пуговицы и шнуровать обувь. Очень полезны игры с прищепками. А можно устроить настоящий пальчиковый театр.

В младшем школьном возрасте упражнения усложняются. Их задача выработать у будущих школьников усидчивость, а также повысить внимательность. Регулярная пальчиковая гимнастика помогает выработать красивый почерк, повышает мыслительную активность мозга и улучшает качество речи.

Занятие

Деткам бывает очень сложно запомнить названия всех месяцев и их отношение к определённому времени года. Пальчиковая гимнастика — Времена года, позволит малышам быстрее освоить такой трудный для них материал. С её помощью детки познакомятся с названиями месяцев, узнают об особенностях и природных явлениях каждого сезона.

Каждый сезон года неповторим и прекрасен. Во время прогулок обращайте внимание малыша на все изменения, которые происходят в природе. Научите ребёнка видеть нежность ранней весны, радугу ярких красок лета и очарование золотой осени, холодную красоту зимы. Устраивайте сезонные вылазки в парк, которые подарят крохе новые впечатления, а также помогут расширить кругозор. Во время прогулок можете проводить пальчиковую гимнастику «Времена года», так малыш быстрее освоит новые для него понятия. Дома можете почитать стихи о временах года или послушать детские песенки. Можно сделать тематическую аппликацию или рисунок. Проявляйте фантазию, вовлекайте ребёнка, тем самым помогая ему развиваться.

Времена года

Времена года — пальчиковая гимнастика:

Разводим руки в стороны, поднимаем и опускаем их:

Раскрасавица-Зима снег и вьюгу принесла!

Проговаривая названия месяцев, загибаем пальцы:

А ты пальцы загибай — месяцы запоминай:

Сначала Декабрь, потом Январь,

За ними приходит лютый Февраль!

Шагаем на месте:

К нам Весна-Красна идёт!

Загибаем пальцы:

Март с собой тепло несёт.

Там Апрель, а следом — Май.

Ты, смотри, не забывай!

Соединив ладони, имитируем «плавание»:

В гости Лето к нам пришло,

Солнце, Море принесло!

И снова загибаем пальцы:

Месяцы: Июнь, Июль,

И, конечно, Август!

Шагаем на месте:

Вот подкралась Осень к нам.

Мы ей тоже рады!

Загибаем пальцы, называя месяцы:

Тёплый Сентябрь, дождливый Октябрь,

За ними приходит холодный Ноябрь!

Весна

Весна

«Шагаем» пальчиками по столу:

Приходи весна скорей

Потираем ладошки друг о друга:

И теплом всех обогрей!

Расслабленными кистями рук делаем ритмичные движения вправо-влево:

Снег стряхни с озябшей крыши,

Стучим кулачками друг по другу:

Разбуди в берлоге мишку,

Потрясём ладошками:

Убери с реки весь лёд,

Согнутые в локтях руки, разворачиваем ладонями вверх:

Чтобы каждый мог увидеть —

Снова «шагаем» по столу:

К нам Весна-красна идёт!

Листья

Весенний хор

«Колокольчик» — пальцы скрещены, ладони направлены вниз. Средний палец правой руки пропускаем вниз, чтобы можно было им шевелить:

Дзинь-дзинь-дзинь,

Дзилень-дзилень!

Наступает новый день!

Начиная с мизинца поочерёдно прикасаемся всеми пальцами к большому, а потом в обратную сторону:

Шустрые воробушки,

Чистят свои пёрышки,

Делаем движения кистями рук вверх-вниз:

Выспались синички,

Плещутся в водичке.

Делаем щепотку, «клюём зёрнышки» с руки:

А скворцы — удальцы,

Подкрепились, молодцы.

«Дирижируем»:

Весь собрался птичий хор,

Старый ворон — дирижёр.

Изображаем «колокольчик»:

Дзинь-дзинь-дзинь,

Дзилинь-дзилень!

К нам пришёл весенний день!

Явления природы

Лето

Что такое лето?

Загибаем пальцы на каждую строчку:

Это — море света!

Это поле!

Это лес!

Это тысяча чудес!

В синем небе облака!

Пляж и быстрая река!

Это яркие цветы!

Это синь высоты!

Это в мире сто дорог

Для ребячьих резвых ног!

Зима

Сарафанчик

Поочерёдно соединяем пальцы рук с большим, начиная с мизинца:

Мама мне купила где-то

«Здороваемся» пальчиками, начиная с указательного:

Сарафанчик цвета лета!

Делаем круговые движения кистями рук:

Ведь на нём и там и тут

Собираем ладони в «цветок»:

Маки алые цветут.

«Идём» по поверхности стола:

В сарафанчике иду,

Улыбаюсь на ходу.

Сжимаем и разжимаем кулаки:

Для меня щебечет птичка,

Изображаем «чашечку» одной рукой, другой «берём» из неё:

Пахнет сладкая клубничка!

Руки вверх и в стороны:

Радуги наискосок

Переброшен поясок.

Бусы рябины

Приход осени

Машем ручками, как будто прощаемся:

Осень с красным летом

Быстро попрощалась.

«Рисуем» узоры на столе:

И со своим мольбертом

Рисовать осталась:

Рисуем в воздухе тучи:

Грозовые тучи,

Тарабаним пальчиками по ладони:

Дождик проливной,

Наклоняем кисти рук вправо-влево:

Ветерок колючий

Руки вытянуты вперёд, шевелим пальцами:

И туман седой.

Пальчик правой руки превращаем в «кисточку», левая ладонь — «альбом»:

Листья разукрасила

Кисточкой своей.

Соединяем большие пальцы рук, изображая «птицу»:

Проводила вдаль она

Летящих журавлей.

Представим, что держим в руках яблоки. Совершаем движения к себе и от себя:

Яблоки ароматные

С дерева стряхнула.

Интенсивно сжимаем, разжимаем кулаки:

Груши очень сладкие

Нам в горсти протянула.

Правой ладошкой проводим по левой, потом наоборот:

Сбросила с деревьев

Праздничный наряд.

Ритмичные движения кистями рук вправо-влево:

Кружится красиво

Осенний листопад.

Осень

Дождик

Средним и указательным пальцами правой руки перебираем по левой ладони:

К нам явился утром

Дождик, а не солнышко.

Соединяем руки — ладони сначала раскрыты, потом закрываем их:

Видно, затворило

Солнышко окошко.

Сжимаем, разжимаем кулаки:

С нами оно было

Три-четыре дня,

Пальцами левой руки «бегаем» по правой ладони:

А теперь вот дождик

Навестил меня.

Руки согнуты в локтях, машем ими вправо-влево:

Я его спросила:

«Где ты раньше был?

Качаем сомкнутыми ладонями вправо-влево:

Или навестить нас

Ты совсем забыл?»

Соединяем ладошки и переворачиваем руки, чтобы сначала сверху была правая, потом левая рука:

«Нет,- ответил дождик,-

Просто перемена.

Скрещиваем кисти рук, пальцы растопырены — показываем «солнышко»:

Солнце отработало,

Теперь моя смена.»

Киваем головой:

Я кивнула:

«Ясно! Будешь, значит, с нами.

«Зонтик» — рука зажата в кулак, указательный палец направлен вверх, кладём на него свободную ладонь:

И увидишь город

С яркими зонтами!»

Пришла зима

Чудесный мост

Потираем руки:

Как-то Дедушка Мороз

Протягиваем ручки вперед, шевелим пальчиками:

Малышам подарки нёс.

Поднять руки вверх, опустить через стороны вниз:

В небо звёздное глядел

И дорогой песни пел.

Делаем «замок», наклоняем руки вправо-влево:

Видит: речка на пути,

Ни проехать, ни пройти.

Закрываем ладошками глаза, а потом дуем на ручки:

Дед Мороз глаза закрыл

И подул, что было сил,

Потряхивая ладошками, поднимаем руки вверх, затем опускаем:

Вихрем поднялись снежинки,

Закружились, как пушинки,

Поднимаем руки вверх, опускаем через стороны вниз:

И сейчас же над рекой

Вырос мостик ледяной.

Ставим руки на пояс, делаем наклоны головы в стороны:

Дед Мороз часы достал,

Головою покачал.

«Шагаем» по ладошке:

И сказал:

«Пора идти.

Новый год уже в пути!»

Складываем руки вместе, пальцы слегка согнуты:

И, касаясь шапкой звёзд,

Делаем открытый «замок», шевелим пальчиками:

Перешёл чудесный мост.

Снег

Зима

Скрещиваем запястья рук, имитируем полёт бабочки:

Распушистые снежинки

Словно бабочки, вокруг,

Энергично сжимаем и разжимаем кулаки:

Мир сверкает, будто льдинки,

Превращая в сказку луг!

В такт стихотворения хлопаем по воздуху, как по воде:

А на горке веселятся:

Всюду слышен громкий смех!

Правой ладошкой съезжаем вниз по левой, потом меняем руки:

Как же радостно кататься —

Санки вниз, и санки вверх!

Пальцем правой руки рисуем узоры на левой ладони, на второй строчке меняем руки:

Пусть зима подольше длиться —

На каток пойдём с утра,

Грозим пальчиком:

Пусть мороз не очень злится,

Чтоб каталась детвора!

Елка

Правила

Правила проведения пальчиковой гимнастики

  1. Чтобы ребёнок не заскучал и не начал отвлекаться, гимнастику необходимо проводить в игровой форме и не более 8 минут.
  2. Для эффективного занятия нужно создать подходящую атмосферу: убрать из поля зрения малыша всё, что может его отвлечь.
  3. Зарядку лучше делать в рабочей зоне ребёнка, там, где он читает, пишет, занимается творчеством.
  4. Не стоит проводить занятия, если ребёнок приболел или чем-то расстроен.
  5. Гимнастика должна вызывать положительные эмоции, выполняться с желанием и удовольствием. Тогда она принесёт результат.
  6. В работу должны быть включены обе руки. Связь рук с мозгом перекрестная: правая рука связана с левым полушарием, а левая рука — с правым.
  7. Перед началом зарядки ребёнку необходимо кратко и доступно объяснить суть игры.
  8. Хвалите ребёнка, если у него хорошо получается и не обращайте внимания на ошибки, мягко направляйте его и всё получится.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *