Упражнения артикуляционной гимнастики при дизартрии

Занятие с отцомДизартрия — это не самостоятельное заболевание, а лишь следствие нарушений работы нервной системы. При этом страдает иннервация органов речи, из-за чего ухудшается подвижность языка и губ. Речь становится невнятной, нарушается ритмичность вдоха и выдоха, что приводит к неправильной интонации и паузам между слогами. Нередко бывает повышенное слюноотделение, гнусавость, отсутствие мимики. В работе над устранением дизартрии нужен комплексный подход: лечение у невролога, логопедический массаж, артикуляционная гимнастика. Нужно постараться выявить и пролечить основное заболевание, которое и привело к нарушению речи.

Формы заболевания

Оглавление

Форма дизартрии зависит от места и степени поражения нервной системы. Основные виды:

  • подкорковая и корковая;
  • мозжечковая;
  • стертая форма;
  • псевдобульбарная;
  • смешанная.

Легче всего поддаётся лечению стёртая форма. Встречается она чаще других, но её сложно диагностировать. Иногда специалисты путают стёртую форму дизартрии с дислалией — нарушением дикции при нормальной иннервации речевого аппарата. Между тем, стёртая форма требует таких же слаженных действий всех специалистов, как и другие виды дизартрии.

Признаки

Подготовка к занятиям

Прежде, чем приступить к работе над артикуляцией, нужно пройти первичный приём логопеда. После работы с ребёнком логопед пишет сопроводительную записку неврологу, в которой описывает тонус всей лицевой мускулатуры, звукопроизношение, мимику, положение языка при полуоткрытом рте и т.д.

Невролог на основании этой записки и собственного осмотра ребёнка может назначить медицинские препараты из следующих групп:

  • препараты, улучшающие метаболизм;
  • средства для улучшения мозгового кровообращения;
  • витаминно-минеральные комплексы;
  • препараты против судорог;
  • мочегонные средства, к ним в дополнение — калий;
  • нейролептики;
  • рассасывающие препараты.

Также применяется физиолечение — электрофорез, термоаппликации.

Кроме медикаментозного лечения, необходимо обеспечить ребёнку хороший режим, переключение между разными видами деятельности, физкультминутки, занятия лфк.

Также ребёнку будут очень полезны различные упражнения на развитие моторики, занятия на улучшение внимания и памяти, расширение словарного запаса. Очень важно работать над дыханием, учить малыша правильному порядку вдоха и выдоха при разговоре.

Пассивные упражнения

Пассивная артикуляционная гимнастика при дизартрии у детей проводится после массажа. Со стороны ребёнка никаких действий не требуется: все манипуляции проводит логопед. В процессе пассивной гимнастики развиваются функции мышц, ранее не участвовавших в работе. Движения мышечных групп, ранее задействованных в процессе говорения, совершенствуются и доводятся до автоматизма. Под воздействием пассивных упражнений формируются новые схемы движений речевых органов. Всё это способствует развитию произвольных движений речевой мускулатуры, и, в конечном итоге, большей чёткости речи.

Упражнения для языка:

  1. Язык выводится из ротовой полости, затем возвращается в неё.
  2. Язык поднимается и отводится назад.
  3. Язык тянется вниз, к подбородку.
  4. Язык тянется вверх, к носу.
  5. Язык вытягивается и отводится то вправо, то влево.
  6. Язык опускается на дно ротовой полости.
  7. Кончик языка касается нёба.
  8. Небольшие покачивания языка вправо-влево.

 Упражнения для губ:

  1. Кончиками пальцев слегка сдавливается верхняя губа.
  2. Точно так же сдавливается нижняя.
  3. Губы собираются в трубочку.
  4. Губы растягиваются пальцами, поставленными в уголки рта.
  5. Верхняя губа поднимается к носу.
  6. Нижняя губа опускается к подбородку.
  7. Губы полностью смыкаются.
  8. Уголки рта ставятся пальцами в положение для произнесения каждого гласного звука.

При проведении пассивной гимнастики инструктор называет ребёнку каждое действие, например: «Сейчас твои губы вытягиваются в трубочку». Ребёнок наблюдает за процессом, глядя в зеркало. Каждое упражнение выполняется 3-5 раз.

После пассивной гимнастики рекомендуется немного позаниматься активно-пассивными упражнениями, чтобы переход к активной части произошёл постепенно.

Активные упражнения

Сначала выполняется разминка. Ребёнок смотрит, как упражнение выполняет взрослый, и повторяет перед зеркалом.

  1. Гримаса удивления. Нужно вытаращить глаза и сильно поднять брови. Если ребёнку не удаётся выполнить задание, можно помочь ему, немного потянув кожу лба вверх пальцами.
  2. Быстрое частое моргание.
  3. Надувание щёк. Сначала надуваем одну, потом вторую, затем сразу обе.
  4. Поочерёдное надувание губ. Дуем то под верхнюю, то под нижнюю губу.

После разминки приступаем непосредственно к тренировке мышц ротовой полости.

  1. Язык вытягиваем вперёд, стараемся сделать его мягким и распластанным.
  2. Сворачиваем язык трубочкой.
  3. Кончиком языка облизываем контур губ.
  4. Тянемся кончиком языка к носу, затем к подбородку.
  5. Цокаем языком.
  6. Улыбаемся так, чтобы было видно как можно больше зубов.
  7. Собираем губы в «дудочку».
  8. Чередуем «дудочку» и широкую улыбку из предыдущих двух упражнений.
  9. Двигаем нижнюю челюсть вперёд-назад, влево-вправо.

Кроме занятий непосредственно с логопедом, можно включать несложные упражнения в повседневную жизнь малыша.

  1. Вылизывание тарелки. Ребёнок не помогает себе руками.
  2. Кусочек леденца, положенный между щекой и зубами, стимулирует движения языка в стороны.
  3. Смазывание нижней губы вареньем тренирует движение языка к губам.
  4. Полезно жевание твёрдых овощей, порезанных соломкой, и хлебных корок.

https://www.youtube.com/watch?v=i0ADIbFggSA

Предосторожности

При стоматите, герпесе, инфекционных заболеваниях нужно сделать перерыв в занятиях до выздоровления.

Заниматься можно со второго года жизни, то есть с момента, когда малыш начнет говорить предложениями и можно видеть, нужно ли ему начинать заниматься лечебной гимнастикой или нет. Иногда гимнастические упражнения для развития речи нужно делать в любом случае, например, если у ребенка детский церебральный паралич (ДЦП).

У малышей до 3 лет длительность логопедического массажа не должна превышать 10 минут, от 3 до 7 лет — 15 минут. С детьми старше 7 лет можно заниматься 25 минут.

Дети

Цели и результаты занятий

Артикуляционная гимнастика не только развивает правильность речи и способствует постановке звуков, но имеет ряд других благоприятных эффектов:

  • расслабляет мышцы, участвующие в звукообразовании, снимает с них гипертонус;
  • развивает скорость и силу мышечных сокращений;
  • учит переключаться с одного упражнения на другое;
  • помогает ребёнку научиться выполнять сложные движения.

Насколько быстро появится эффект от артикуляционной гимнастики, зависит от тяжести заболевания, которое привело к дизартрии. При регулярном выполнении упражнений и соблюдении всех рекомендаций врачей вы достигнете результата в виде чёткой понятной речи.

https://www.youtube.com/watch?v=Nbj5u0mWLGo

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *