Дизартрия — это не самостоятельное заболевание, а лишь следствие нарушений работы нервной системы. При этом страдает иннервация органов речи, из-за чего ухудшается подвижность языка и губ. Речь становится невнятной, нарушается ритмичность вдоха и выдоха, что приводит к неправильной интонации и паузам между слогами. Нередко бывает повышенное слюноотделение, гнусавость, отсутствие мимики. В работе над устранением дизартрии нужен комплексный подход: лечение у невролога, логопедический массаж, артикуляционная гимнастика. Нужно постараться выявить и пролечить основное заболевание, которое и привело к нарушению речи.
Формы заболевания
Оглавление
Форма дизартрии зависит от места и степени поражения нервной системы. Основные виды:
- подкорковая и корковая;
- мозжечковая;
- стертая форма;
- псевдобульбарная;
- смешанная.
Легче всего поддаётся лечению стёртая форма. Встречается она чаще других, но её сложно диагностировать. Иногда специалисты путают стёртую форму дизартрии с дислалией — нарушением дикции при нормальной иннервации речевого аппарата. Между тем, стёртая форма требует таких же слаженных действий всех специалистов, как и другие виды дизартрии.
Подготовка к занятиям
Прежде, чем приступить к работе над артикуляцией, нужно пройти первичный приём логопеда. После работы с ребёнком логопед пишет сопроводительную записку неврологу, в которой описывает тонус всей лицевой мускулатуры, звукопроизношение, мимику, положение языка при полуоткрытом рте и т.д.
Невролог на основании этой записки и собственного осмотра ребёнка может назначить медицинские препараты из следующих групп:
- препараты, улучшающие метаболизм;
- средства для улучшения мозгового кровообращения;
- витаминно-минеральные комплексы;
- препараты против судорог;
- мочегонные средства, к ним в дополнение — калий;
- нейролептики;
- рассасывающие препараты.
Также применяется физиолечение — электрофорез, термоаппликации.
Кроме медикаментозного лечения, необходимо обеспечить ребёнку хороший режим, переключение между разными видами деятельности, физкультминутки, занятия лфк.
Также ребёнку будут очень полезны различные упражнения на развитие моторики, занятия на улучшение внимания и памяти, расширение словарного запаса. Очень важно работать над дыханием, учить малыша правильному порядку вдоха и выдоха при разговоре.
Пассивные упражнения
Пассивная артикуляционная гимнастика при дизартрии у детей проводится после массажа. Со стороны ребёнка никаких действий не требуется: все манипуляции проводит логопед. В процессе пассивной гимнастики развиваются функции мышц, ранее не участвовавших в работе. Движения мышечных групп, ранее задействованных в процессе говорения, совершенствуются и доводятся до автоматизма. Под воздействием пассивных упражнений формируются новые схемы движений речевых органов. Всё это способствует развитию произвольных движений речевой мускулатуры, и, в конечном итоге, большей чёткости речи.
Упражнения для языка:
- Язык выводится из ротовой полости, затем возвращается в неё.
- Язык поднимается и отводится назад.
- Язык тянется вниз, к подбородку.
- Язык тянется вверх, к носу.
- Язык вытягивается и отводится то вправо, то влево.
- Язык опускается на дно ротовой полости.
- Кончик языка касается нёба.
- Небольшие покачивания языка вправо-влево.
Упражнения для губ:
- Кончиками пальцев слегка сдавливается верхняя губа.
- Точно так же сдавливается нижняя.
- Губы собираются в трубочку.
- Губы растягиваются пальцами, поставленными в уголки рта.
- Верхняя губа поднимается к носу.
- Нижняя губа опускается к подбородку.
- Губы полностью смыкаются.
- Уголки рта ставятся пальцами в положение для произнесения каждого гласного звука.
При проведении пассивной гимнастики инструктор называет ребёнку каждое действие, например: «Сейчас твои губы вытягиваются в трубочку». Ребёнок наблюдает за процессом, глядя в зеркало. Каждое упражнение выполняется 3-5 раз.
После пассивной гимнастики рекомендуется немного позаниматься активно-пассивными упражнениями, чтобы переход к активной части произошёл постепенно.
Активные упражнения
Сначала выполняется разминка. Ребёнок смотрит, как упражнение выполняет взрослый, и повторяет перед зеркалом.
- Гримаса удивления. Нужно вытаращить глаза и сильно поднять брови. Если ребёнку не удаётся выполнить задание, можно помочь ему, немного потянув кожу лба вверх пальцами.
- Быстрое частое моргание.
- Надувание щёк. Сначала надуваем одну, потом вторую, затем сразу обе.
- Поочерёдное надувание губ. Дуем то под верхнюю, то под нижнюю губу.
После разминки приступаем непосредственно к тренировке мышц ротовой полости.
- Язык вытягиваем вперёд, стараемся сделать его мягким и распластанным.
- Сворачиваем язык трубочкой.
- Кончиком языка облизываем контур губ.
- Тянемся кончиком языка к носу, затем к подбородку.
- Цокаем языком.
- Улыбаемся так, чтобы было видно как можно больше зубов.
- Собираем губы в «дудочку».
- Чередуем «дудочку» и широкую улыбку из предыдущих двух упражнений.
- Двигаем нижнюю челюсть вперёд-назад, влево-вправо.
Кроме занятий непосредственно с логопедом, можно включать несложные упражнения в повседневную жизнь малыша.
- Вылизывание тарелки. Ребёнок не помогает себе руками.
- Кусочек леденца, положенный между щекой и зубами, стимулирует движения языка в стороны.
- Смазывание нижней губы вареньем тренирует движение языка к губам.
- Полезно жевание твёрдых овощей, порезанных соломкой, и хлебных корок.
https://www.youtube.com/watch?v=i0ADIbFggSA
Предосторожности
При стоматите, герпесе, инфекционных заболеваниях нужно сделать перерыв в занятиях до выздоровления.
Заниматься можно со второго года жизни, то есть с момента, когда малыш начнет говорить предложениями и можно видеть, нужно ли ему начинать заниматься лечебной гимнастикой или нет. Иногда гимнастические упражнения для развития речи нужно делать в любом случае, например, если у ребенка детский церебральный паралич (ДЦП).
У малышей до 3 лет длительность логопедического массажа не должна превышать 10 минут, от 3 до 7 лет — 15 минут. С детьми старше 7 лет можно заниматься 25 минут.
Цели и результаты занятий
Артикуляционная гимнастика не только развивает правильность речи и способствует постановке звуков, но имеет ряд других благоприятных эффектов:
- расслабляет мышцы, участвующие в звукообразовании, снимает с них гипертонус;
- развивает скорость и силу мышечных сокращений;
- учит переключаться с одного упражнения на другое;
- помогает ребёнку научиться выполнять сложные движения.
Насколько быстро появится эффект от артикуляционной гимнастики, зависит от тяжести заболевания, которое привело к дизартрии. При регулярном выполнении упражнений и соблюдении всех рекомендаций врачей вы достигнете результата в виде чёткой понятной речи.
https://www.youtube.com/watch?v=Nbj5u0mWLGo